Дворец Культуры в Даугавпилсе, который когда-то по праву называли одной из лучших концертных площадок страны, в последние годы утратил свою былую славу.
Причины можно искать в затянувшейся реновации, которая длилась почти три года, в пандемии, начавшейся очень быстро после окончания ремонта. Однако, другие концертные площадки сумели преодолеть карантинные трудности. Так, концертный зал «Дома Единства» не растерял свою публику — практически любой концерт проходит здесь при полном аншлаге. Даугавпилсский театр сразу после окончания локдауна выдал сразу несколько премьер, и тоже — полный зал. «Горс» в Резекне вообще стал модным местом — сюда едут и даугавпилчане, и рижане, едут не только со всех краёв Латвии, но и из-за границы. Здесь проходят фестивали, концерты, спектакли, различные общественные мероприятия, показывают кино.
27 января 2022 года решением Даугавпилсской городской думы «Дворец культуры» присоединили к «Дому Единства», который много лет возглавляет Регина Османе, сумевшая привести уникальный исторический объект в порядок и сделать его культурным центром не только регионального, но и государственного масштаба.
Руководителем нового структурного подразделения стал Харий Вуцинс, заместитель руководителя «Дома Единства». Бывший директор ДК Александр Рудзь, проработавший на этой должности почти 20 лет, ушёл на пенсию.
Что же не так с нашим ДК? Почему он превратился в дом, дорогу к которому забыли его зрители? О проблемах ДК, его «болях», о том, что происходит там сейчас и каким видится его будущее, рассказал «Чайке» его новый руководитель.
Дворец
Экскурсию по ДК Харий начинает с фойе второго этажа. Здесь на стене, за которой находится зрительный зал, висит уникальный культурно-исторический экспонат — стеклянный витраж «Огонь и ночь», созданный художником Эгонсом Цесниексом по мотивам пьес Яниса Райниса «Огонь и ночь» и «Лачплесис» Андрея Пумпура в 1971 году. Другого такого витража в Латвии нет.
«Посмотри, в каком ужасном тут всё состоянии, — показывает Харий подсветку за витражом. — Этой системе больше 50 лет, тут уже ничего не работает. Но если это всё привести в порядок, то витраж мог бы стать отдельной выставкой. Туристы приходили бы смотреть на него, как на произведение искусства».
Кстати, выставки в ДК проводились и раньше. Но теперь этим будут заниматься специалисты Центра Марка Ротко. «Здесь прекрасное пространство, — говорит Харий, показывая выставку известного латвийского графика Гунарса Кроллиса, которая проходит сейчас на первом этаже ДК. — Но пусть этим занимаются специалисты. У них есть контакты, они в теме, знают, что людям интересно».
Вообще, помещений и пространства для различного вида деятельности во Дворце много. А значит, и возможностей для заработка тоже. Но здесь, по словам Хария, хватает и проблем.
Раньше многие помещения отдавались бесплатно, при условии оплаты коммунальных платежей. Такое право имеют организации со статусом общественного блага (sabiedriskā labuma statuss). «Например, у нас здесь есть Спортивный клуб инвалидов, с которым мы очень дружим. Тут всё понятно, святое дело им помогать. Но к нам приходят и такие, кто во всю берут деньги за занятия от детей, а за аренду платить не хотят и только бегают в думу и просят помещения бесплатно».
Харий отмечает, что в таких ситуациях руководство думы, к его радости, никакого давления на него не оказывает. Помещения в аренду сейчас Дворец сдаёт только тем, кто готов платить по прейскуранту. Важно для него и то, чтобы это были профессионалы. «Мы должны поддерживать высокий уровень, я не могу работать, чтобы мне было стыдно», — говорит Харий. Именно поэтому сейчас во Дворце занимаются воспитанники Клуба спортивного танца «Даугавпилс», EFéra dance studio, Академии карате Андрея Комара. «Мы сдаём в аренду помещения тем, кто работает на профессиональном уровне и готов платить по прейскуранту», — объясняет Харий свою позицию.
Ещё одна из множества проблем, которыми делится Харий, это отсутствие вентиляции в помещениях Дворца и странный выбор материалов для фасада. «Я не понимаю, кто придумал эти синие стёкла. Летом они нагреваются так, что можно яичницу жарить. А за ними сидят люди — здесь по периметру кабинеты. Летом в них просто нечем дышать и невозможно находиться. Я не понимаю, как можно было сделать вентиляцию в зале, и не сделать в помещениях!».
Зал и сцена
«Этот зал и эта сцена — то, почему я согласился прийти сюда работать, — говорит Харий Вуцинс, в прошлом — профессиональный музыкант, стоя на сцене Дворца. — Зал сделан очень хорошо — с любого зрительского места хороший обзор и примерно одинаковое ощущение по свету и звуку. Все артисты говорят, что такие залы сейчас – редкость».
Хвалят музыканты и нашу сцену: «Паулс зашёл и сказал: «В Риге такой сцены больше нет», — говорит Харий как-то грустно улыбаясь. — Но я не буду рассказывать, что наша сцена лучшая в стране. Да, 50 лет назад, когда строили ДК, так и было. Но сейчас этого сказать нельзя».
Харий показывает толстую папку документов — результаты технического обследования сцены, светового и звукового оборудования. «Если коротко — то всё очень печально. Сегодня здесь, исходя из наших возможностей, можно проводить только школьные выпускные, на которых нужны несколько микрофонов и колонки».
Наверное поэтому, как говорит Харий, последние несколько лет до реновации на сцене Дворца выступали исполнители шансона и юмористы, им этой техники достаточно. «Требования к тому, чем должна владеть площадка, очень изменились. Сейчас нет чистых жанров, всё стало таким мультижанровым. Кроме того, нужно иметь техническую возможность для прямых трансляций и другие новшества. И место для всего этого есть — зал и сцена для этого подходят. Но нужны деньги. Механизмам сцены — 50 лет, звуковому оборудованию — больше 30 лет».
В этом зале можно поставить любое шоу, работу любой большой театральной формы, говорит Харий. Но не сегодня. Из 47 штанкетов, на которые крепится свет, декорации, видеоэкраны, «как бы работают» 19. Но, после технического обследования мы знаем, что использовать их нельзя.
Такая же беда и со звуковым оборудованием. Специалисты сказали Харию, что надо быть морально готовым к тому, что в любой момент звук может просто отключиться. Такой случай был в «Арене Рига» во время концерта, но там аппаратуре было только 10 лет, а нашей больше 30. «Мне остаётся молить бога, чтобы это случилось во время репетиции. Усилители или динамики просто крякнут и всё. Но смысла их ремонтировать нет – ресурс выработан уже пару десятков лет назад, нужно закупать новое».
На вопрос о том, почему руководство Дворца допустило такую ситуацию, Харий отвечает: «Я не депутат и не политик, могу быть неполиткорректным. Я не хочу ничего плохого говорить о предыдущем руководителе, просто не считаю это рациональным. Но я не понимаю, как можно закрыть зал на ремонт на несколько лет и ничего не довести до ума».
Для проведения концертов организаторам приходится арендовать необходимое звуковое и световое оборудование, это ведёт к удорожанию гастролей, да и деньги, которые могли бы идти Дворцу, уходят другим.
«Если всё это привести в порядок, то мы будем иметь одну из лучших концертных площадок страны. Ещё один объёкт, который можно будет сравнить с Арт-центром Марка Ротко. Даугавпилс — второй город Латвии, здесь должен быть достойный концертный зал. И он у нас есть. Но пока — это алмаз, который надо очистить от грязи, огранить его, и мы будем иметь настоящий бриллиант».
Штат
Сегодня во Дворце работают 19 человек. Из них – один сотрудник администрации (руководитель), остальные (кроме руководителей цирковой студии и театра «Искатель») — технические работники: звукооператор, световик, вахтёры, работники сцены, завхоз, дворник, уборщицы.
Уборщиц в штате три человека. Площадь Дворца около 8 тысяч м2. Согласно нормативам, на одного человека должно приходиться около 540 м2. Там есть ещё нюансы — ступеньки, покрытия. «Если грубо считать, у нас должно быть 16 уборщиц. У нас их три. И они втроём эту всю махину поддерживают в порядке…», — рассказывает Харий.
«Те же уборщицы за одну зарплату работают на двух ставках — днём убирают, вечером на концерте работают в гардеробе, после концерта опять убирают, — продолжает Харий. — На дверях во время концерта стоят двое вахтёров, но нам всё равно не хватает двух человек, чтобы проверять билеты. Два рабочих сцены, которые есть в штате, стоят на дверях для инвалидов и на задних дверях. А когда тысяча людей в зале…». Харий тоже стоит у входа и проверяeт билеты. Ну а что делать?
Такой штат сформировался за годы ремонта и пандемии, объясняет новый руководитель. Но работать с ним можно только в пустом, неработающем Дворце. Почему и на этот год планировано финансирование только на такое количество сотрудников — ответа на этот вопрос у Хария нет.
Больной вопрос и зарплаты работников. У большинства — минималка, кто-то работает и на полставки. «Вот уволился световик, работал на полставки. Тот человек, которого мы хотели, не согласился работать за 310 евро на бумаге. Он получает 200 евро за одно мероприятие. Какой смысл ему работать за эти деньги, когда в октябре у нас 10 мероприятий, в ноябре 12?».
Зарплаты и остальных сотрудников такие, что при первом же предложении работы на более выгодных условиях, они уходят из Дворца. Вот буквально на днях уволилась вахтёрша, которая нашла работу рядом с домом – не надо тратиться на трамвай, и без дополнительной нагрузки во время мероприятий. Зарплата вахтёра – 510 евро грязными. «Получается, что мы берём на работу человека и знаем — в любой момент он может уйти».
Кстати, Харий говорит, что его зарплата в ДК — 700 евро на руки. «Работа во Дворце для меня – это больше вызов, чем заработок. Моя фирма «13.STĀVS» продолжает функционировать, никак не соприкасаясь с деятельностью Дворца», — объясняет Харий.
В дни больших концертов он обращается к помощи волонтёров. «Но мы не можем каждый раз просить их работать бесплатно, это ненормально. Например, в сентябре у нас 4 мероприятия, в октябре — 10, в ноябре уже запланировано 12. В октябре есть недели, когда подряд несколько мероприятий…».
Ситуацию Харий называет критической и надеется, что в городском бюджете следующего года это учтут. «Если город хочет видеть Дворец работающим, то нельзя вместо 16 уборщиц держать три и нельзя людям за эту работу платить такие копейки».
Публика
За годы, которые Дворец стоял пустым, он растерял свою публику. Вернуть её будет непросто. Харий приводит в пример «Дом Единства», которому удалось сохранить своего зрителя. И действительно, любой концерт в нём, будь то приезжие звёзды или местные коллективы, собирает полные залы.
«Концерты «Дома Единства», и за это большое спасибо Регине Османе и Янису Буткевичу, стали брендом, например, фестиваль «Музыкальный август». Эти люди годами работали над качеством и уровнем, они думали о том, что нужно их публике. Человек знает, что здесь могут быть разные жанры, но это будет высокий уровень и будет интересно».
В ДК же люди вообще перестали ходить. «Вот сейчас на Фестивале ReStArt — посмотрите, какие имена! И билеты по 5, 7 и 10 евро, но их не покупают», — сокрушается Харий.
Любой концерт, говорит Харий, это три составляющие — организаторы, участники и зрители. Сейчас организаторы и участники делают большой шаг навстречу зрителям. Но и от них нужен ответный шаг.
«Мы делаем всё, что можем: благодаря поддержке самоуправления сделали такие цены на исполнителей, прямо скажу, европейского уровня, пригласили их к нам, чтобы зритель смог увидеть самое лучшее, а они согласились приехать по нашей дороге… Но мы не можем за человека встать, одеться и пойти на концерт».
Харий говорит, что Дворцу нужна тысяча зрителей, и верит, что у нас в городе эта тысяча есть. «Дворец уже живёт и работает, посмотрите нашу афишу, сколько всего! Приходите! Даю 100%, что вы уйдёте довольными!».
Деньги
Дворец финансируется из бюджета самоуправления: когда бюджет формируется, руководство запрашивает сумму, необходимую Дворцу на год. Ещё 55 тысяч евро прошлое руководство запланировало заработать на платных услугах. «Я не понимаю, как можно было планировать эту сумму, когда суммы запрошенного финансирования хватает ровно на то, чтобы поддерживать в порядке пустой дворец, без проведения мероприятий».
Но сегодня Дворец не пустует, сегодня всё работает. Здесь снова звонко звучат детские голоса — каждый день на занятия приходят десятки девчонок и мальчишек, проводятся мероприятия — можно вспомнить полные залы на концерте латвийских звёзд в поддержку Украины, а на осень тоже уже запланировано много мероприятий – в субботу, 24 сентября — Dagamba, 8 октября — Tautumeitas, 17 октября — два представления современного танца под руководством легендарной Ольги Житлухиной, 19 октября — спектакль Латвийского кукольного театра (билетов уже нет), 22 октября – юбилейный концерт к 50-летию Дворца и другие. «Но бюджета нет, ни на израсходованную воду, ни на свет, ни на что. Всё, что могли починить своими руками, уже починили, хорошо, что руки у наших сотрудников растут из правильного места. Уже два месяца за воду платит Дом Единства — если бы ДК не стал его структурной единицей, это было бы невозможно. Дворец стоял бы закрытым, как он стоял пять лет», — говорит Харий.
Деньги нужны на техническое оснащение концертного зала, на персонал, на приведение в порядок территории возле Дворца. Насчёт территории у Хария в голове масштабные планы. Он хотел бы создать культурное пространство за ДК у берега озера Губище — сделать там «Pils parks» (Парк Дворцa), где бы работало летнее кафе и проходили мероприятия.
A в заброшенном бывшем бомбоубежище создать музейную экспозицию «Pils Pagrabs» (Погреб Дворца) — сделать что-то вроде интерактивного музея «Тюрьма Каросты» в Лиепае, а над ней — стоянку для машин посетителей концертов.
В ближайшее время планируют привести в порядок заросший лес из туй у центрального входа, заменить «давно морально устаревшие» стенды для афиш на современные лэд-экраны в окнах. «Мы интересовались – есть несколько фондов ЕС, где можно попробовать получить финансирование на эти нужды, но для этого нужен технический проект. Но о каком техническом проекте можно говорить, если у нас нет пары сотен на пылесос или на дрель».
Понимая, что на осуществление всех этих планов у города денег просто нет, Харий ждёт от него финансирования на обеспечение качественной работы и надеется, что ему не будут мешать. На всё остальное Харий планирует привлечь государственное финансирование (в том числе из Фонда Культурного капитала, который осуществляет поддержку концертных залов Латвии) и из других. Кстати, деньги из подобных фондов получают и Арт-центр Марка Ротко, и «Горс», и другие концертные залы страны. Но нашего Дворца в этом списке пока нет.
«Я действительно хочу построить Дворец, которым мы все будем гордиться. Чтобы люди со всей Латвии ездили не только в «Горс», но и в «Pils», чтобы Дворец не только окупался, но и приносил деньги в городской бюджет, и чтобы жители города знали, что сюда надо приходить, потому что здесь предлагают только качественный, достойный продукт европейского уровня. И для меня важно, что мне за это не будет стыдно», — говорит Харий Вуцинс.
В конце нашего разговора Харий очень попросил пригласить всех на большой юбилейный концерт Дворца, который пройдёт 22 октября. «Давайте вместе отметим 50-летие, приходите! Билеты по 5 евро скоро будут в продаже», — приглашает Харий.
Последний раз была на концерте Eolika полный зал и восторг . А дворец с детства с родителями посещали . Потом со своим маленьким сыном и всегда это было великолепно . Зал ,отмасфера . Как ждали что после реновации и пандемии мы опять вернёмся в дорогие нам стены . Не дайте пропасть такой уникальной шикарной сцене
Я думаю тут и бывший руководитель очень неплохо подзаработал вместе со своей дочкой. Проверили бы документы, что он подписывал, и что по факту было сделано, просто сравнить, а то видете ли дочка на новом Ягуаре катается, которая тоже работала там, телевизоры подсчитайте, там тоже не все на месте. И тут говорить что он на пенсии и что было то было, не совсем корректно, если человек не ремонтировал а брал себе в карман, то необходимо что бы он ответил по всей строгости закона. А то получается если ты руководитель и наворовал, то когда тебя сменять, тебе уже ничего не будет.