20 июля 2023 года Южно-латгальский участок Латгальского регионального управления Государственной полиции решил закрыть криминальный процесс по делу об избиении ЛГБТ-активиста Ливая Амарейна.
Решение, подписанное старшим инспектором Витолдом Гаркалнсом, который вёл это дело, Ливаю прислали по электронной почте.
«Я узнал о решении полиции вчера около трёх часов дня. Ничего, кроме праведного гнева по этому поводу, мы не ощутили. Это решение абсолютно несправедливо», — сказал Ливай «Чайке».
21 июля, во второй половине дня, появилась новость, что это не только решение «даугавпилсской полиции». Портал Delfi сообщил, что по имеющейся в их распоряжении информации, уголовное производство прекращено «по письменному указанию генерального прокурора».
Что произошло
Ливая Амарейна избили в Даугавпилсе вечером 4 мая 2023 года, недалеко от Стропской эстрады. Как рассказывал в день случившегося Ливай, на него и его друзей напали двое парней.
«К нам подошёл молодой человек в состоянии сильного опьянения и попросил дать ему телефон позвонить. Мы дали ему воспользоваться телефоном, и когда он это делал, он заметил, что на заставке у моего друга установлена фотография парня. Он спросил: геи ли мы, мы ответили утвердительно», — говорил Ливай.
Позже к незнакомому молодому человеку, обратившемуся к Ливаю, присоединился и его друг. Оба, по словам пострадавшего, начали вести себя агрессивно.
Беседа закончилась тем, что Ливая сильно избили, удар в лицо получил и его друг. Но пострадавшим удалось вызвать полицию, при появлении которой нападавшие сбежали.
Ливай написал заявление в полицию, зафиксировал у медиков факт полученных травм. И уже 9 мая Госполиция опубликовала официальное заявление о том, что по данному делу задержан подозреваемый. На сайте госполиции сообщалось, что мужчину доставили в изолятор временного содержания и полиция продолжает расследование уголовного дела по части второй статьи 231 Уголовного кодекса о хулиганстве с причинением телесных повреждений.
Также сообщалось, что что уголовное правонарушение совершено по причине социальной ненависти, что считается отягчающим обстоятельством в соответствии со статьей 48, пунктом 14 Уголовного кодекса.
Тогда Ливай был вдохновлён оперативной работой полиции. Но радость быстро закончилась. «Полиция, к сожалению, показывает себя не с лучшей стороны. И это обидно. Обидно, что у себя в стране ты не можешь ощущать себя защищённым», — говорит Ливай.
Что говорится в решении Южно-латгальского участка полиции
Следствие пришло к выводу, что действия нападавшего не были направлены на грубое нарушение общественного порядка и спокойствия или на провоцирование серьёзного и оскорбительного конфликта без предлога или с использованием незначительного предлога, говорится в решении.
«Задержанный пояснил, что не согласен с версией о совершении хулиганских действий, направленных на телесные повреждения в связи с социальной ненавистью», написано в документе. Также в нём говорится о том, что подозреваемый «полностью признаёт, что нанёс телесные повреждения молодым людям по причине неожиданно возникших неприязненных отношений с ними, и обидных слов, направленных против него».
А ситуация возле Стропской эстрады, согласно решению полиции, видится ему так:
«в результате случайной встречи с мужчинами недалеко от Стропской эстрады у него возникла дискуссия о сексуальной ориентации, которая со временем переросла в словесный конфликт и драку».
Есть и ещё очень любопытный момент, который приводится в документе как аргумент в пользу подозреваемого: он дал показания, что работал за границей в Германии, где у него были коллеги из ЛГБТ общины, против которых у него не возникало никаких претензий, если они его не трогали…
Задержанный также подчеркнул, что конфликт происходил практически в лесу, где больше никого не было, и никто не высказал ему претензий о том, что они нарушают чей-либо покой, написано в решении полиции.
«Получается, можно избить человека на улице и отмазаться в полиции на уровне “он сам провоцировал, я не виноват”. И ничего за это не будет», — говорит Ливай. Он подчёркивает, что лично для него самого, это не дело его ориентации, это вопрос безопасности любого, живущего в нашей стране.
«Нельзя бить людей. Я не хочу, чтобы чьего-то ребёнка избили за цвет волос или фасон штанов. Я хочу видеть, что полиция способна защищать людей от несправедливости».
Что дальше?
«Чайка» связалась с руководителем движения Dzīvesbiedri Каспарсом Залитисом, следившим с самого начала за ходом дела об избиении Ливая и его друга, рано утром 21 июля. Он в недоумении и возмущён произошедшим. «Я читал решение, и у меня просто нет слов. Мы поможем Ливаю оспорить это решение даугавпилсской полиции», — говорит Каспарс.
Однако, как выяснилось позже, решение закрыть дело Ливая было принято при участии главного прокурора. Это не только решение «даугавпилсской полиции».
Каспарс говорит, что его организация и он сам приложат все усилия, чтобы оспорить это решение. По закону на это даётся 10 дней.
Ливай тоже настроен бороться: «Я, по сути, обычный человек, который в юридической мясорубке не очень смыслит. Но если будет надо, то и до Европейского суда дойду. И всем пострадавшим желаю так же бороться до конца. Преступникам не должны сходить с рук их преступления».