Эмоциональное насилие: что это и как с ним сталкивается молодёжь в Латвии

Участники серии дискуссий «Безопасное пространство». Даугавпилсский университет, 3 сентября 2023 года. Фото: Евгений Ратков
Участники серии дискуссий «Безопасное пространство». Даугавпилсский университет, 3 сентября 2023 года. Фото: Евгений Ратков

Девочку в 11 лет одноклассники звали «наркоманкой», когда она перед обедом делала инъекции инсулина. Другой девочке не верил школьный психолог, что дома её бьёт отец. Третьей учительница на уроке сказала, что у неё не может быть проблем, так как она — ребёнок.

Этими историями делились молодые люди во время дискуссии об эмоциональном насилии в кабинете Студенческого совета Даугавпилсского университета (ДУ) 12 сентября. 

Поддержи «Чайку»:

Разговор проходил в рамках серии познавательных дискуссий Safe Space («Безопасное пространство»). Поговорить о проблеме пришло 19 человек. Большая часть из них – первокурсники ДУ, которые попали в новую среду, остальные – ученики 12 классов, старшекурсники ДУ и просто неравнодушные к теме ментального здоровья люди.

Когда организатор мероприятия и председатель студсовета ДУ Паула Викайне спросила аудиторию: «Сталкивались ли вы когда-то с эмоциональным насилием?», в ответ почти каждый поднял руку. Эту картину подтверждает и статистика. 

Что такое эмоциональное насилие?

Эмоциональное насилие (психологическое или моральное насилие) – это сознательное воздействие на эмоции другого человека, чтобы заставить его переживать и страдать. 

Это любые оскорбления — угрозы, обидные высказывания, угрозы физического или сексуального насилия, унижения, преследование и слежка – поджидание человека у его дома или места работы, а также регулярные и нежелательные звонки, сообщения или электронные письма. 

Запрет на встречи с друзьями и родственниками и целенаправленное создание психологического дискомфорта тоже является эмоциональным насилием, объясняет Министерство благосостояния со ссылкой на Латвийский центр по защите прав женщин «Марта». 

Реальные примеры из жизни

Не сосчитать, сколько раз за два часа дискуссии прозвучало выражение «Ты же ребёнок! Какие у тебя могут быть проблемы?». Практически каждый из участников сталкивался с этим в детстве. «Во время подготовки к экзаменам, на уроке латышского, мы сказали учительнице, что нам плохо. На что она ответила, что у нас нет детей, мужей и работы, мы просто ученики, поэтому “как это нам может быть плохо?”», — рассказала одна участница. 

Ещё одна девушка поделилась историей, как во время дистанционного обучения её одноклассник не смог выдержать давления со стороны учительницы и ушёл из школы. Ему было сложно учится на удалёнке, его оценки ухудшились, из-за этого учительница звонила с претензиями, что он портит рейтинг класса.

Парень, уже окончивший обучение в университете, поделился, что столкнулся со странным поведением преподавателя во время написания диплома. «В её письмах всегда была пометка, что нужно ответить в течение нескольких часов после открытия письма. Сначала я думал, что просто не будут сразу читать письмо. После мне стали звонить, чтобы я ей ответил. Случалось, что приходилось отвечать ночью», –  рассказал он.

Или вот ещё ситуация, в которую попала девушка с диабетом первого типа. Диагноз ей поставили в 11 лет. Перед каждым приёмом пищи с углеводами ей нужно делать инъекции инсулина. В школе, а училась она в Валмиере, дети показывали на неё пальцем, обзывали «наркоманкой и маньячкой» или говорили — «не дружите с ней, она колется». «Поначалу мне было очень больно от этого, так как диагноз для меня был новым. Я ходила к психиатру. Со временем я поняла, что не нужно беспокоиться об этом, эти люди просто необразованные», – поделилась она. 

Неприятные ситуации у участников мероприятия случались и со школьным психологом – человеком, который, наоборот, должен помогать.

«Из-за моббинга некоторые мои одноклассницы резали себе руки. Одна из одноклассниц, увидев лезвие у другой в кошельке, рассказала об этом школьному психологу. На следующий день психолог только нашему классу читала лекцию про самоубийства и самоповреждение и всё время смотрела на девочку, на которую пожаловались», – рассказала другая участница дискуссии, родом из Резекне.

Она считает это непрофессиональным, так как проблемы одного человека стали известными не только всему классу, но и после также всей школе. «Были учителя, которые пытались шутить на эту тему. Это были такие мелкие шуточки, но на деле совсем не смешные, так как человек действительно вредил себе».

Другая девушка пыталась рассказать психологу о том, что её бьёт отец. «В детстве я столкнулась с насилием со стороны отца, по всему телу у меня были синяки. Жаловалась всюду, куда могла. Решила пойти и к школьному психологу», — рассказывает она. Но психолог позвонила маме… «Та ответила, что я выдумываю, у меня недостаток внимания, я просто упала во дворе. Это длилось годами, никто эту проблему не решал. Мама считала, что “нельзя выносить сор из избы” и уверяла, что мы дома решим это». Девушка до сих пор не понимает, почему люди считают, что о насилии нельзя говорить, ведь с этим сталкиваются практически все.

Но так не везде. «Я тоже ходила в школу в деревне, опыт общения со школьным психологом был довольно хороший», – поделилась ещё одна участница.

К чему привела дискуссия

Буллинг в школе, по мнению собравшихся, происходит потому, что ученик, который это делает, хочет чувствовать себя властным и «крутым». «Возможно это из-за недостатка внимания», – высказала ещё одно предположение одна из участниц. Таким людям тоже нужна помощь психолога или социального работника.

Одна из участниц решила поделиться своим выводом об оправдании эмоционального насилия тем, что родители одевают, обувают и кормят своих детей. По мнению участницы, это не аргумент. «Одевать, обувать – это обязанность родителей, а права обижать ребёнка у них нет. Я считаю нормальным, если они сделали что-то плохое и вы на них за это обижены».

Другая участница, продолжая дискуссию о ситуации с сахарным диабетом, высказалась, что она сложилась из-за невнимательного отношения школы к проблеме: «Школе нужно проводить лекции или другие обучающие мероприятия о сахарном диабете и других болезнях, с которыми сталкиваются ученики », – считает она. 

Также важен контакт между учащимися и учителям. «Старые методы, когда учитель публично унижают тебя у доски, только травмирует. Учителя должны относится к ученикам с пониманием и как к таким же людям, а не как к детям, которые ничего не понимают», – считают участники дискуссии.

Девушка с сахарным диабетом, поделилась ценным советом. Звучит он так: «Нужно смотреть на свою жизнь, как на книгу, где главная роль – у тебя. И, так как эта книга про нас самих, не нужно позволять другим пытаться забрать у нас эту главную роль». Она также сказала, что эта мысль помогла ей получить профессию мечты – визажист, а сейчас получать вторую – психолог. 

«Надо мной тоже смеялись, потому что я не слушался, например. Но я понял для себя, что не нужно меняться, чтобы угодить другим», – подытожил парень.

Где получить психологическую помощь?

Если вы пострадали от эмоционального или любого другого вида насилия, Минблаг рекомендует не молчать, а обращаться за помощью. Сделать это можно, позвонив на круглосуточный номер помощи в «кризисной ситуации» – 116123. Есть отдельный бесплатный номер для жертв преступлений – 116006, работает каждый день с 12:00 до 22:00. 

С другими возможными вариантами получения психологической помощи можно ознакомиться здесь.

Может ли обидчик получить психологическую помощь?

Если вы замечаете за собой, что вымещаете гнев на близких, вы можете улучшить навыки управления гневом и контроля эмоций. Сделать это можно с помощью психолога и социальных работников. 

За такой помощью нужно обращаться в местную Социальную службу. В Даугавпилсе она находится по адресу ул. Виенибас, 8. Позвонить туда можно по тел. 6 54 49907, 22814696 (Bite), бесплатный – 80006966.

Также люди с проблемами с управлением гневом могут посетить 16 групповых занятий, где они смогут узнать себя с другой стороны. В рамках этих занятий предусмотрены три консультации с психологом. Узнать о ближайших занятиях можно по тел. 29419787 или написав на эл-почту: [email protected].

Ещё как первые, так и вторые имеют право на 10 бесплатных консультаций психолога.

TV3 в марте этого года сообщали, что 63% жителей не знают о такой возможности.

Паула Викайне также добавила, что для учащихся ДУ на сайте университета всегда доступна «анкета доверия», в которой можно рассказать о какой-либо проблеме и попросить помощи. «Мы хотим быть безопасным пространством для студентов, чтобы они приходили поделиться с нами не только тем, что преподаватель поставил двойку «ни за что», но и чем-то более глубоким», – говорит Паула.

Заполнить анкету можно анонимно или оставив свои контакты. Студсовет попытается помочь студенту решить проблему, уверяет Паула. 

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments