Маленькой пациентке Детской клинической больницы в Риге пришлось многое пережить в своей жизни из-за врожденного заболевания сердца, диагностированного в годовалом возрасте. Разные методы лечения, включая трансплантацию стволовых клеток, вживление специального аппарата… Но год назад варианты были исчерпаны — подростку была необходима пересадка сердца.
Около года девочка и её родители ждали донорского сердца. И вот, прошла успешная операция по пересадке. Это уже третья в Латвии операция по пересадке сердца ребёнку.
«У девочки очень редкое генетически наследственное заболевание. Мы испробовали в своё время всё, что может предложить современная медицина, в том числе трансплантацию стволовых клеток, которая оказалась неэффективной. После этого самой современной в мире была длительная терапия сердечной недостаточности, мы привлекли врачей немецкой клиники. Мы знали, что девочке понадобится трансплантация.
Подготовка к тому, чтобы трансплантация стала возможной, — это длительная работа.
Поэтому параллельно с медикаментозной терапией три года назад мы вживили в сердце пациентки специальный аппарат, который соединяет правое и левое предсердия, чтобы уравнять давление. Но год назад все варианты были исчерпаны, остался только трансплантат», — говорит заведующий клиникой детской кардиологии и кардиохирургии Детской больницы Валтс Озолиньш.
Подходящий орган
Однажды для девочки уже предлагали донорское сердце, но врачи, оценив пригодность органа, были вынуждены от него отказаться.
Пригодность донорского сердца определяют многие параметры: группа крови, совместимость тканей, размер органа, возраст и состояние Здоровья донора.
Во всём мире дети имеют приоритет в очереди на трансплантацию. Девочка буквально ждала момента, когда Центр кардиохирургии Университетской клинической больницы им. Паула Страдиня (PSKUS) сообщит, что она и хирурги Детской больницы должны быть готовы к операции в течение ближайших часов.
Огромная командная работа
В пересадке одного сердца была задействована огромная команда: Центр кардиохирургии PSKUS и Клиника детской кардиологии и кардиохирургии Детской больницы, а также врачи больницы, сотрудники Латвийского центра трансплантологии и Госпогранслужбы, которые доставляли донорское сердце.
Процесс трансплантации организовал руководитель трансплантологической бригады Центра кардиохирургии PSKUS Улдис Страздиньш.
«Трансплантация сердца – это работа большой команды, где решающую роль играет точная координация. Когда к нам поступает информация о доноре, мы удаленно общаемся с реаниматологами другой больницы, запрашивая и оценивая различные обследования. Если орган подходит, мы формируем команду, решаем, каких специалистов из каких больниц привлекать. Мы вместе решаем, кто пойдёт удалять сердце, а кто будет участвовать в операции по трансплантации в Центре кардиохирургии», — рассказывает он.
Иногда, по признанию Улдиса Страздиньша, такая координационная работа происходит ночью, но в этот раз всё сделали днём.
«Пока мы доставали донорское сердце, вторая медицинская бригада PSKUS вскрыла грудную клетку пациентки, подготавливая место для нового сердца»
«Время имеет решающее значение в трансплантации, поэтому логистика и воздушный транспорт играют очень важную роль при транспортировке органа на большие расстояния. Это уже третий случай, когда Госпогранохрана транспортирует орган для спасения человеческой жизни. Мы рады, что эта операция прошла успешно», — говорит Кристине Петерсоне, представитель Государственной пограничной службы.
«С 2002 года я участвовал во всех операциях по трансплантации. Когда прошла предыдущая успешная операция по пересадке сердца ребенку, за неё отвечал профессор Роман Лацис», — рассказывает Улдис Страздиньш.
Последние пять операций по пересадке сердца проводит он. Такие операции в Латвии проводятся примерно дважды в год.
«Каждая из них особенная, но пока идёт работа, мы фокусируемся именно на ней. Эмоции испытываю позже, когда понимаю, как всё это произошло. Когда ребёнку пересаживают сердце, удовлетворение гораздо больше. Когда я задумываюсь, что у меня есть сын в том же возрасте, я всей душой радуюсь, что девочка будет продолжать жить», — делится врач.
Жизнь с новым сердцем
«Трансплантация технически не самая сложная операция на сердце, — признаёт Валтс Озолиньш. — Но как только она начнётся, пути назад уже не будет. А именно, когда у пациента удаляют собственное сердце, есть только два варианта – новое сердце сможет возобновить работу и выполнять свои функции или нет».
Валтс Озолиньш говорит, что для него и коллег большая радость видеть, что пересаженное сердце способно выполнять свои функции и пациент будет жить.
«На данный момент самочувствие пациентки очень хорошее, но некоторое время ей придется оставаться в больнице, — делится Валтс Озолиньш. — Сейчас девочке крайне важно получить иммуносупрессивную терапию, чтобы иммунная система не начала отторгать чужеродный орган. Назначенные препараты необходимо применять очень точно. Это особенно сложно в подростковом возрасте, поскольку дети чувствуют себя независимыми и хотят сами принимать решения, что им делать и как».
Но врач отмечает: в данной ситуации правильное применение медикаментов жизненно важно. Поэтому состояние здоровья девочки должны контролировать специалисты:
«Необходимо, чтобы ей помогал не только детский кардиолог, но и детский психолог, реабилитолог и физиотерапевт».
Не самое простое решение
Вся большая команда по трансплантации сердца благодарит родственников донора, согласившегося на трансплантацию. Это решение никогда не бываёт легким для родственников, если человек сознательно не принял его при жизни. Сделать это можно, оформив согласие на трансплантацию.
«Трансплантация сердца – уникальный метод, но не чудодейственное средство, — признаёт Валтс Озолиньш. — Есть пациенты, которые живут с пересаженным сердцем десятилетиями. Но всегда существует более высокий риск развития проблем со здоровьем сердца.
Иммуносупрессия после трансплантации — тоже непростая задача, так как ребёнок становится более восприимчивым к инфекциям. Но для детей, которых мы записываем на трансплантацию органов, это единственный способ продолжать жизнь.
Мы не знаем, какие медицинские открытия ждут через несколько лет. Возможно, будут найдены методы, позволяющие лучше помогать людям с пересаженными органами».