28 сентября Сейм Латвии утвердил Концепцию безопасности, которая определяет основные принципы и приоритеты в предотвращении национальных угроз, в том числе закрытие общественных СМИ на русском, а именно — портала rus.LSM и Латвийского Радио 4.
Концепцию поддержали 68 депутатов Сейма, против были 10. Закрыть общественные СМИ собираются с 1 января 2026 года. При этом коммерческие СМИ на русском языке продолжат существовать.
Аргументы политиков
Как передаёт агентство ЛЕТА, во время рассмотрения Концепции в Сейме самые широкие дебаты были именно по этому поводу.
Депутат и бывший спикер Сейма Эдвард Смилтенс заявил, что приоритетом является предотвращение угроз внутренней безопасности и конституционному строю. «В Концепции отмечается, что важнейшим приоритетом госбезопасности является предотвращение угроз информационному пространству Латвии, которое должно опираться на сильные местные латвийские СМИ и качественное содержание информационной среды на латышском языке», — отметил политик «Объединённого списка».
Смилтенс также отметил, что российская сторона делает упор на русский язык как на инструмент, позволяющий использовать его в качестве отличительного знака и ещё больше укрепить раскол двух общин.
Поэтому объединение латвийского общества, устойчивого к внешним угрозам, «концентрируется вокруг центральной оси — латвийской культуры, традиций, латышского языка, латвийской государственности».
Депутат Юрис Вилюмс (ОС) хотя и одобрил Концепцию, отметил, что rus.LSM следует поддерживать и укреплять, а также использовать польский, украинский и белорусский языки. Не называя этого прямо, Вилюмс заявил, что понимает, что могут быть серьёзные возражения против использования русского языка. При этом политик обратил внимание на то, что этот язык некоторых граждан Латвии, например, в Латгалии, является одним из языков меньшинств.
Депутат Атис Швинка от партии «Прогрессивные» сказал, что даже если аудитория новостей государственных СМИ на русском языке составит не менее 100 тысяч человек, возникает вопрос, не заставляют ли политики намеренно этих людей переключиться на пропагандистские каналы.
Депутат «Национального объединения» Артур Бутанс считает, что 97% населения Латвии знает и использует латышский язык, поэтому нет оснований привлекать к этой дискуссии менее 40% русскоязычных.
Его коллега Инара Мурниеце (НО) отметила:
«К сожалению, сегодняшняя реальность такова, что СМИ на латышском и русском языках создают разные информационные пространства»,
— передаёт её слова портал lsm.lv.
Бывший министр культуры, депутат Сейма Наурис Пунтулис (НО) заявил, что общественные СМИ на русском языке — «не что иное, как следствие оккупации».
Комментарий министра культуры
Новая министр культуры Агнесе Логина («Прогрессивные») в интервью программе «Домская площадь» сказала, что по её мнению Концепция национальной безопасности необходима. Однако установку о прекращении вещания на русском языке их фракция считает «прощальным подарком от Нацобъединения».
Сами же «Прогрессивные», по словам министра культуры, считают, что нужны более длительные дискуссии и более длительный срок перехода.
Пока политик не может сказать, какое место займут общественные СМИ на русском языке. Логина отметила, что они консультируются с представителями министерства и представителями отрасли и что ей необходимо больше времени, чтобы «вникнуть в тему, познакомиться с данными и определить общие цели».
Что говорят медиа-эксперты
Исполнительный директор Балтийского центра развития СМИ Гунта Слога считает, что идея отказа государства финансировать СМИ на русском языке с 2026 года, не обеспечит «чуда» и русскоязычные не начнут в один момент потреблять СМИ на латышском.
В интервью Латвийскому радио 4 эксперт иронично отметила, что в проекте Концепции национальной безопасности говорится об угрозах безопасности, об угрозе раскола общества, и в то же время есть пункт об отказе от СМИ на русском. Это, по её мнению, противоречит всей Концепции, поскольку в обществе и так есть проблемы из-за этнического раскола.
Она считает, что именно люди, потребляющие российские СМИ, подвергаются риску влияния кремлёвской пропаганды. Она также привела пример — опрос NEPLP, результаты которого показали: 70% опрошенных русскоязычных жителей Латвии хотят получать контент на русском языке.
Решение не финансировать общественные СМИ на русском из госбюджета не согласовано с представителями медиаиндустрии, которые вполне единодушны в том, что важно обращаться к аудитории на русском языке.
«У меня есть надежда, что политики поймут — это решение противоречит Концепции госбезопасности», — подытожила Гунта Слога.
В свою очередь, омбудсмен по общественным СМИ, профессор Рижского университета им. Страдиня Анда Рожукалне в интервью rus.lsm отметила: её смущает, что документ Концепции «возник без Совета по общественным электронным СМИ».
Совет по общественным электронным СМИ (SEPLP) 25 сентября направил письмо Совету по госбезопасности, Сейму и парламентской Комиссии по госбезопасности, Министерству культуры и Латвийскому радио. В нём описано недоумение в связи с тем, что мнения Совета при обсуждении Концепции никто не просил, а о планах правительства Совет узнал от журналистов.
SEPLP в данном случае выступает как гарант редакционной независимости общественных СМИ и защиты интересов общества.
«Общественные СМИ Латвии должны обращаться к разным аудиториям, и они должны быть доступны на всей территории Латвии. Одна из специфичных целевых аудиторий латвийских общественных СМИ — нацменьшинства»,
— указывает SEPLP.
По данным SEPLP, портал Rus.LSM.lv в месяц в среднем охватывает аудиторию в 300 000 читателей. По подсчётам Латвийского телевидения, если запретить общественные СМИ на русском с 2026 года, потери аудитории превысят полмиллиона пользователей.