
«Новый год в период войны — он больше не Новый, это не праздник. Это не радостно, — говорит 22-летняя Настя из Украины. — Это ещё один год войны. Войны, которая продолжается, не останавливается. Войны, которая отбирает сумасшедшее количество жизней, превращая погибших в числа. Смертельные числа».
В то время, как Россия продолжает жестоко атаковать Украину, её жители, как и остальной мир, готовятся встречать Новый, 2024 год.
Только они не знают наверняка, чем обернётся их новогодняя ночь. То ли в бомбоубежище пройдёт, то ли, всё же, за праздничным столом. Не говоря уже об украинских военнослужащих, которых, по данным на октябрь 2023 года, более 850 тысяч человек.
Мы спросили у некоторых украинцев, как они будут встречать Новый год, чего ждут от него, было ли что-то позитивное в уходящем году.
Настя Соломахина, Львовская область, 22 года:
«Я сплю только со снотворным, которое мне выписал мой доктор после начала полномасштабной войны. Их действие следующее: я закрываю глаза и открываю их уже утром, разбудить меня практически невозможно.
При ночных обстрелах я не слышу ничего. Весь этот год войны, как и предыдущий, после очередного обстрела я просыпаюсь, читаю новости и думаю, что среди погибших могла бы быть я или мои родные.
Закрывая глаза, я вижу кровь. Кровь на брусчатке, которую для чего-то именно сейчас восстанавливают, кровь на бюджетах, которые выделяют на всякую ерунду, кровь везде. И она ещё не один год будет у меня перед глазами.
Сколько ещё мы будем слышать: “Ещё чуть-чуть?!” Два года полномасштабной войны — это не чуть-чуть.
Вот так я прожила этот год. В постоянной тревоге, чувстве несправедливости и с мыслями, переживу ли я сегодняшний день.
В целом, этот год стал для меня годом взросления. Это не про то, что я стала на год старше, мне кажется, я стала на десяток лет старше, морально.
Я до сих пор не могу планировать будущее, как будто делаю всё на автопилоте. Я живу свою жизнь на автопилоте, все живут и я живу. С другой стороны, я наконец-то обрела свой уголок, свой дом, к которому в этот период привязалась ещё больше.
А что касается празднования Нового года, то я решила что буду одна. Вечером 31 декабря загляну к родным, всех обниму и уйду в свою “нору”, к своей собаке, и вот с ней встречу 2024 год.
Я не возлагаю на этот год каких-то больших надежд, я просто хочу как раньше: спать нормально, без снотворного, не просыпаться от взрывов, не бояться пропустить новости, хочу ехать в отпуск без чувства вины, что я отдыхаю, а наши военные погибают. Я хочу себе свою беззаботную жизнь, которой должна жить девушка в 22 года.
Но всё это будет после того, когда война закончится, а Россия понесёт наказание за свои зверства».
Никита Пустовит, Киев, 39 лет:
«Отмечать Новый год я буду с небольшой компанией друзей дома, потому что так безопаснее. Что касается ёлки, то мне ставить её особо не хотелось, но мелкая уже есть.
От 2024 я жду, что останется возможность заниматься бизнесом: что государство не будет вставлять дополнительных палок в колёса и что тоненький логистический путь из Европы в Украину не закроется окончательно, как это делают поляки сейчас, когда мой груз стоит в очереди на границу уже 2,5 недели и при этом прошло только 27 километров из 55 километров очереди.
Ещё надеюсь, что всё-таки не придётся закрывать фирму и идти воевать, потому что я не обучен и буду объективно неэффективен, разве только как последний отчаянный вариант.
И надеюсь, что несмотря на усталость и продолжение войны, сумею собрать волю в кулак и открыть новый проект. И похудеть к лету.
А что касается уходящего года, то я могу сказать, что было и хорошее в этом году.
Много жизненных уроков было мною усвоено. Мне удавалось помочь приятным новым людям, удалось избавиться от кучи всего лишнего, включая людей, которые в войну показали себя с худшей стороны, избавив меня от сомнений, что с ними надо прощаться.
Мои цели стали формулироваться чётче. И, в отличие от шокового 2022 года, в этот, 2023, за счёт привыкания к войне — сиренам, форс-мажорам, ограничениям и т.д., опять вернулось ощущение, что можно и есть желание планировать свою деятельность и вообще жизнь на 1-3 года вперед, а не на 2-4 недели, как в 2022″.
Люба Дмитренко, Днепро, 34 года:
«Я — мама двоих детей. Как вы думаете прошёл мой 2023 год? Точно так же, как и 2022. Я стала ужасно бояться смерти, но не своей, а своих детей. Я стала очень тревожной мамой. Я переживаю за то, как мой старший сын сходит за хлебом в магазин в соседнем доме. Не то чтобы раньше этой тревоги не было, просто сейчас она стала выходить за рамки нормы.
Но если в 2022 году я не знала, как мне справиться с эмоциями, с детьми, особенно — когда муж ушёл в Вооружённые силы Украины, как поддерживать родителей, работать и не сойти с ума, то в 2023 году мне очень помогла работа с психологом, и я начала восстанавливать свои моральные силы.
Во мне не умерла надежда о будущем нашей страны, моих детей, моём будущем.
Поэтому в этом году я даже купила ёлку. Мы наряжали её вместе с детьми, делали пряничный домик и смотрели новогодние фильмы, как было в 2021. Конечно же, был Гарри Поттер, дети его обожают. Правда, у мужа не получится никак приехать к нам, чтобы встретить Новый год вместе, так что мы с детьми поедем к моим родителям.
Ещё никогда в жизни я так сильно не хотела поехать именно к родителям, их дом стал моим местом силы. Родители мужа не дожили до этих дней. Стыдно говорить про это, но я рада, что они не видят этих ужасов.
2024 год будет для меня годом, посвящённым моей моральной силе, чтобы подавать достойный пример детям, чтобы поддерживать мужа.
Мой муж воюет с 2014 года, но после ранения в 2017 он был дома. Я надеялась, что и будет дома. Но когда утром 24 февраля 2022 ему позвонили, он не смог остаться в стороне. Я знаю, что ему очень тяжело, а сейчас и очень холодно — ребята там в таких болотах сидят. Но он держится молодцом. Они держатся.
Поэтому, я тоже должна держаться. Я хочу увидеть нашу победу, чтобы мои дети строили своё будущее в Украине, в свободной Украине, а не “под сумасшедшим соседом”. Мы не заслужили такого, никто не заслуживает такого. Поэтому 2024 год для меня про ещё большую веру в победу”.
Алина Кузнецова, Одесса, 28 лет:
«Я должна была выйти замуж в 2022 году и ждала ребёнка, дочку. Но, я не смогла её выносить. А мой жених ушёл на фронт, как и многие другие мужчины, в первых рядах, так сказать.
Сначала я думала, что не смогу пережить этого. Не так я видела свои лучшие годы. Не так я видела своё первое материнство. Но вот мы уже собираемся встречать 2024.
О чём для меня уходящий год? Я училась весь этот год быть наедине с собой и своими мыслями, продолжала справляться самостоятельно с проблемами. Похороны дочери в 2022 я тоже тогда организовывала сама. Жених был всегда моей телефонной психологической службой поддержки. А что касается родителей, то мы оба детдомовские.
Я всегда мечтала о большой семье. И вот в 2023 году я пришла к тому, что у меня она уже есть, просто пока что не большая, и мы не вместе физически, но главное, что вместе морально.
Я не опускаю руки, хоть и говорю сейчас довольно депрессивные вещи. Но нет, я борец с самого детства.
Поэтому 2023 год был и годом борьбы за саму себя. Я считаю, что у меня получилось.
Новый год, правда, я, скорее всего, встречу одна, хотя в душе и надеюсь, что у любимого получится вырваться ко мне хотя бы на день. Но сами видите, не дают нам русские покоя. И в Новый год, я думаю, они постараются устроить “кровавое шоу и танцы на костях”.
Я уже не ожидаю от праздников чего-то хорошего как раньше. Я жду подвоха. Если вдруг слишком тихо, сразу в голове вопрос: “Опять готовят что-то? Что в этот раз? Какой город?”
Но в 2024 году, я уверена, что нас и нашу страну ждут успехи. Не может быть столько лет, столько сил, людей, столько объединения, не может быть всё впустую! Я не верю в это, я верю только в хорошее.
Да, конечно, у нас есть проблемы. Россия ещё и делает всё возможное, чтобы разделить наших людей как внутри страны, так и тех, кто уехал за границу. Но у России совершенно мерзкая цель, цель порабощения как можно большего количества людей, в том числе и своих же граждан. И мне до тошноты ужасно знать, что не все это там понимают.
Поэтому я желаю нашей стране, желаю Украине и себе в том числе, держать глаза и уши открытыми, быть готовым защищать страну, свою семью, свой дом. Говорить о проблемах так, как мы делаем это сейчас, не давать взяток и бороться с коррупцией. Показывать своим примером каждый день, что наша нация сильна и едина, что мы боремся и будем бороться. Ведь, упадём мы, упадёт и вся Европа дальше».
