31 января отмечают Международный день ювелира. А 7 февраля в Даугавпилсском Арт-центре имени Марка Ротко откроется выставка «ЗНАК» – второй совместный арт-проект ассоциации объединения профессиональных художников, работающих в области ювелирного искусства. «Чайка» вдохновилась праздником и поговорила с интереснейшими и оригинальными ювелирами Латвии, которые примут участие в новой экспозиции. Своими историями поделились Анна Фаныгина, Валдис Броже и Расма Пушпуре.
Анна Фаныгина, дизайнер украшений, марка VERBA
Как вы пришли к тому, чем занимаетесь?
Путь был долгим — через физмат-школу, Латвийский Университет и последующую работу преподаватeлем математики. А если серьёзно — я в детстве увлекалась рисованием и с большой увлечённостью играла с мамиными украшениями. А в 5 лет даже сделала сама себе серёжки с жемчужинами, которые вешались на уши за петли из ниток. Потом интерес к созданию украшений снова появился, когда я работала в галерее, где проходили выставки латвийских художников украшений. И когда ребром встал вопрос, на какой факультет поступать в школе дизайна и искусства, я выбрала металл.
С какими металлами и камнями любите работать?
Мой любимый металл — серебро. Он светлый (светлее, чем белое золото, например), легкий в работе, пластичный, демократичный, хорошо подходящий для экспериментов. Но иногда работаю и с жёлтым золотом, а ещё с электрумом — сплавом золота и серебра.
А камни люблю светлые — прозрачные, полупрозрачные. Самые любимые — горный хрусталь и аквамарин, как воздух и вода. Но и розовые кварцы, раухтопазы, цитрины, турмалины, аметисты всегда в работе.
По форме чаще всего использую кабошоны, они напоминают капли воды, но в зимних коллекциях появляется и сверкающая огранка. В греческой коллекции каждый камень нестандартной формы, каждый уникален, многие из них вытачиваются специально по моим эскизам.
Ваша линия называется VERBA. Почему?
VERBA называется не только линия украшений, но и вся моя марка украшений. В переводе с латыни это значит “слова”. Ведь каждое украшение несёт в себе какое-то послание на латыни или древнегреческом. Кроме того, русское значение “верба”, мне тоже очень нравится. Это дерево, и всё, что связано с его символикой и эстетикой, совпадает с духом марки. Серебристость, округлость форм, близость к воде, прозрачности, весеннему возрождению — всё это очень близко.
Кроме «слова», какие темы и мотивы вам интересны?
Наверное, упомянутый уже мотив воды, прозрачности, что проявляется в подборе камней, в оформлении выставок украшений. Эта тема возникает в самых разных коллекциях, и я постоянно к ней возвращаюсь, как к одной из самых важных. И постоянно узнаю что-то новое интересное об этом. Например, сейчас читаю историю философии и узнаю, как много значила вода для первого древнегреческого философа Фалеса, на её значимости было построено всё его мировоззрение.
Вторая любимая тема — это тема полёта, движения.
А что представите в Даугавпилсе?
Когда получила приглашение принять участие в данной экспозиции, углубилась в изучение жизненного пути Марка Ротко, его творчества.
В представленных в Даугавпилсе работах главное средство выразительности — игра естественного и искусственного – органического стекла и полудрагоценных камней, разницу между которыми поначалу трудно уловить.
Использована палитра фресок Помпеи, из которой выбраны самые светлые и самые нежные тона. Ведь искусство древних цивилизаций, особенно, античные настенные росписи, были в почёте у самого Марка Ротко и являются моим неизменным источником вдохновения.
Ювелирные изделия Анны Фаныгиной. Фото: Владимир Светлов
Три броши прямоугольной формы с нежными, закруглёнными контурами словно небольшие вырезанные из символических стен фрагменты, следы моей любви к древности и благодарности Марку Ротко за возможность углубиться в игру цветов, почерпнуть свет и силу из них.
Ювелирное украшение – это произведение искусства?
Ювелирное украшение не всегда является произведением искусства. А в тех случаях, когда это так, оно вполне оценено. Всё-таки это предмет прикладного искусства, это отдельный жанр, и в любом музее прикладного искусства украшения вы найдете на почетном месте. Но здесь много тонких границ между искусством, дизайном, фабричным масс-маркетом и т.д.
Что для вас ювелирное украшение?
Для меня ювелирное украшение — это очень ёмкий предмет, который в себя включает многие понятия. Исторически это прежде всего защита, то есть оберег. Этих функций украшение не утратило по сей день. И я за то, чтобы украшения несли в себе память, дарились на особые события в жизни, напоминали о них, о людях. Это такая концентрация всего, MULTUM IN PARVO — “многое в малом”.
Вы уже бывали в Даугавпилсе?
В Даугавпилсе в первый раз я побывала прошлой осенью. Когда узнала, что буду участвовать в выставке, сразу решила посетить и Даугавпилс, и Центр Ротко, о котором слышала так много. Масштабы и архитектура Даугавпилсской крепости поражают, причём сочетание восстановленной части и кварталов, ещё ждущих своего возрождения, создает очень впечатляющий контраст, романтический дух соседствующего созидания и разрушения.
Ваши пожелания читателям и посетителям экспозиции в центре Марка Ротко
Мне лично посещение Ротко центра дало импульс к более пристальному изучению судьбы и творчества Марка Ротко, что было очень ценно для меня и дало идеи для создания новых украшений для грядущей выставки. Интересно, что так много Марк Ротко черпал в древнем искусстве — Египет, Древняя Греция, Рим. Именно это родство и помогло найти тему для новых работ.
Я желаю посетителям центра Ротко тоже найти в жизни и работах этого художника то, что им будет особенно близко, совершить какое-то личное открытие. Ведь большой художник в своих произведениях всегда оставляет простор для открытия, говорит со всеми и с каждым на своем доверительном языке. А ещё я приглашаю с 7-го февраля посетить нашу выставку ЗНАК/MARK, на которой лучшие латвийские художники украшений вступят в свой разговор с Марком Ротко.
Официальный сайт VERBA найдёте здесь.
Валдис Броже, художник по металлу, художник украшений
Вы всегда хотели заниматься созданием украшений?
Путь начинается ещё в раннем детстве, в детсадовское время, когда делал украшения для мамы. Первые кольца были из моточков медных проволок, внутрь которых вплеталась какая-нибудь блестящая деталь. Позже были и другие материалы, особое отношение было к керамическому пластику, который после обжига в печи становился твёрдым. Добавлял пигмент, и получались совсем другие – красочные, интересные изделия.
С каким материалом работаете сейчас?
Использую и золото, и серебро. Из драгоценных камней – топазы, аквамарин, перидот, кварцы с разными чудесами внутри. Последняя серия была с большими оптическими фрагментами стекла, обрамлёнными оксидированным или позолоченным серебром.
Что делает ювелирное изделие не просто аксессуаром, а произведением искусства?
Автор, идея и история. Изделие должно быть как двери в неизвестное, оно должно вдохновлять.
Какие работы увидим в Даугавпилсе?
Две броши – ордена. Думаю, они отлично впишутся в эстетику Даугавпилсской крепости. Эти работы из серии «Отпечатки» — взгляд в прошлое. Каким мы его видим и насколько можем понять.
Какие темы вам интересны? А что вдохновляет?
Разные. Сейчас больше привлекает сила природы, солнце. Энергетические ритмы. Я трижды бывал в Даугавпилсе, и всегда в эти дни светило солнце!
Источник вдохновения – сама работа. Больше делаю – больше вдохновляюсь и горю идеями.
Для кого предназначены ваши украшения?
Для тех, кому они приглянутся. Я не задумываюсь, каким будет потенциальный носитель того или иного изделия. Но интересно видеть потом путь украшения, ведь тот, кто его носит, позже делится своей историей, связанной с этим украшением.
В идеале тот, кто ищет себе украшение, заметив, говорит, что именно это – его. Это так само собой понятно, что кажется, будто изделие просто на время было оставлено у меня. Хотя и создаю работы для конкретных заказчиков, и это сложнее, ведь нужно исполнить все пожелания. Нужно понять, что интересует, что нравится заказчику. Чем меньше мы знакомы – тем труднее.
Что бы вы могли посоветовать тем, кто ищет?
Нужно найти автора, украшения которого нравятся, тогда и своё украшение будет проще выбрать. Сложности есть и с подарками, лучше тогда, чтобы украшение было связано с общими переживаниями, например, путешествием. Но главное, если сами заметите то, что нравится, вы должны быть уверены, что это понравится и тому человеку, которому будете дарить.
Читателям желаю хорошего настроения и удовольствия от посещения выставки!
Больше работ Валдиса найдёте на его странице в фейсбуке.
Расма Пушпуре, дизайнер украшений, художница, лектор Латвийской Художественной академии
Откуда начался ваш творческий путь?
Я из Гулбене, и шарм маленького города объясняет то, что о существовании многих профессий я не знала. Учась в художественной школе Гулбене, решила, что могу стать архитектором. Поступила в рижскую школу Дизайна и искусств, чтоб изучать дизайн среды, и вскоре поняла – долгое проектирование, сидение часами у монитора и поручение заданий другим мастерам – это не для меня. Хотелось создавать самой, без посредников, и главное – из настоящих, осязаемых материалов. В почёте у меня серебро, некоторые драгоценные камни, и, конечно, жемчуг.
Что отличает произведение искусства от простого аксессуара?
Я согласна с идеей, что вещь является такой, каковой её видит создатель, а позже – тот, кто будет её носить. Если художник создаёт что-то с мыслью об искусстве – это искусство. В Латвии нет чёткой терминологии в этой сфере, и такие термины, как «уникальное украшение», «ювелирное изделие», «бижутерия» используются в различных вариациях. Для меня украшение, как произведение искусства – это творение в едином экземпляре.
А что вас вдохновляет?
В своей работе меня вдохновляет эта свобода и чувство долгосрочности – создание украшений, которые не исчезнут, не состарятся. Такой закон «безысчезновения». Хотя даже сейчас, в 21 веке есть такая проблема как темп, ритм жизни, работы. Порой заказчик не понимает, насколько ёмкая работа создания новых ювелирных изделий.
Сейчас я сконцентрирована на автоматическом (процессуальном), абстрактном искусстве. Создавая украшения, не стараюсь вкладывать какую-либо символику, не стараюсь что-то отобразить или сказать. Больше стараюсь проявлять эмоции через материю. В большей степени — это влияние идей минимализма, которые сочетаются и с образом жизни.
Создавая украшения для выставки «ЗНАК», я вдохновилась творчеством Ротко, эстетическое и концептуальное направление которого мне близки.
В работах отражается ваше «Я». Кому будут близки ваши изделия?
По большей части, женщинам, чья женственность ярко выражена, но, всё же, они сильны характером, не подчиняются инстинктам толпы, не боятся выделиться. Я сама не активная носительница украшений, но с прошлого лета неизменно ношу кольцо, создатель которого – мой абсолютный фаворит среди ювелиров Латвии – Владислав Чистяков.
Что бы вы посоветовали человеку, который ищет своё украшение?
Найти своего мастера или марку, работы которых будут созданы не по заказанному шаблону, увиденному где-то. Старайтесь максимально дистанцироваться от трендов и выбирать те украшения, которые будут актуальны долгий период времени, а это — украшение, соответствующее вашей личности. Выбирая украшение в подарок для кого-то, следует учитывать, что любит этот человек носить обычно, чем восторгается в искусстве, музыке и повседневной жизни.
Вы часто бываете в Даугавпилсе?
Реже, чем хотелось бы, но центральное событие – всегда посещение центра Марка Ротко. Это замечательный центр искусства, вдохновляющий не меньше, чем известные мировые музеи!
[…] ювелирную тему, «Чайка» поговорила с ювелирами, чьих работ мы не […]
[…] уже рассказывали вам про Анну […]
[…] Анна рассказывала, что её неизменные источники вдохновения — фрески […]