Сможет ли крупнейший в Балтии русскоязычный медиахолдинг избежать закрытия. Расследование Re:Baltica и Eesti Paevaleht

Фото: Re:Baltica
Фото: Re:Baltica

Неделю назад популярный в странах Балтии русскоязычный канал «Первый Балтийский Канал» (ПБК) закрыл редакцию местных новостей. Это стало следствием начатого Службой государственной безопасности расследования по поводу нарушений санкций ЕС. Журналисты Инга Сприньге (Re:Baltica) и Холгер Руунемаа (Eesti Paevaleht) впервые попытались отследить путь денег от Балтийского Медиа Альянса до приближённого к Владимиру Путину банкира Юрия Ковальчука, что является основанием начатого уголовного дела по факту нарушения санкций ЕС. Информация получена из нескольких источников, причастных к делу, но в силу своей профессиональной деятельности не пожелавших раскрыть свои имена.

Последний выпуск новостей

Юлия Пилен – диктор ПБК, проработав на канале 16 лет, 19 марта попрощалась со зрителями: «Сегодня мы прощаемся с нашими зрителями. Каждый вечер на протяжении 16 лет вы были с нами, от пятидесяти до двухсот тысяч человек. Я, Юлия Пилен, провела с вами 16 лет и хотела бы сказать вам спасибо от имени 33 человек, работавших над программой в последнее время». 

Поддержи «Чайку»:

В Эстонии и Литве новости ПБК были самой популярной информационной программой на русском языке, намного опережая по популярности программы общественных телеканалов.

Что произошло

Права на распространение в эфире программ Первого канала и других российских каналов в Балтийских странах принадлежит предприятию Балтийский медиа альянс (БМА). Но в течение последних лет, начиная с 2014 года – когда Россия аннексировала Крым и началась война в Украине, каналу пришлось пережить несколько неприятных периодов.

Неоднократно канал называли пропагандистским оружием Кремля. В феврале этого года британский регулятор СМИ наложил на Baltic Media Alliance Ltd штраф в размере 20 000 фунтов-стерлингов за необъективное освещение на канале НТВ Мир событий в странах Балтии и Украине, а также материалов дела по отравлению двойного агента Сергей Скрипаля и его дочери. Не один раз по тем или иным схожим причинам трансляция российских каналов приостанавливалась по решениям регуляторов Литвы и Эстонии.

Для собственной саморекламы ТВ каналы использовали и местные политики, например, мэр Риги Нил Ушаков и мэр Таллина Михаил Колварт, платив за это немалые суммы. Так, в этом году Таллинское самоуправление заплатило БМА за три программы на городские темы 750 000 евро.

Судьбоносный момент наступил 20 февраля, когда службы безопасности Латвии и Эстонии провели обыски в бюро БМА в Таллине и Риге. Основание – подозрения в том, что медиагруппа в течение нескольких лет деньги за ретрансляцию Российских каналов перечисляла предприятию, совладельцем которого является приближённый к Владимиру Путину банкир Юрий Ковальчук. С 2014 года за поддержку политики Кремля с целью дестабилизации ситуации в Украине он включён в санкционный список ЕС.

В статусе подозреваемых в данном деле проходят два человека – совладелецБМА Олег Солодов и предприниматель из Эстонии Маргус Мерима, который, как выяснила Re:Baltica, является получателем выгод зарегистрированного в Великобритании BMA Ltd. Впрочем, сразу несколько источников уверяют, что Мерима  —  это, скорее, марионетка Солодова. Косвенно на это указал и руководитель латвийского Совета по электронным СМИ Ивар Аболиньш. За неделю до обысков Мерима вместе с юристом альянса встретился с представителями совета. «Он не произвёл впечатление информированного бизнесмена, не мог ответить на вопросы», — сообщил Аболиньш.

Как Мерима, так и Солодов, несмотря на неоднократные предложения, отказались общаться с авторами данного материала.

Возможный денежный путь

Находящийся в центре расследования Ковальчук включен в санкционный список ЕС как мажоритарный акционер «Банка Россия». По информации ЕС «этому банку принадлежит значительный пакет долей Национальной медиа группы (НМГ), которая активно поддерживает политику России по дестабилизации ситуации в Украине».

Скорее всего НМГ через длинный список фирм получала деньги за ретрансляцию в странах Балтии программ российских ТВ каналов.

Из 25 каналов, которые БMA демонстрирует в странах Балтии, часть принадлежит сети предприятия Первый канал. У этого предприятия три владельца – Российское государство (51%), НМГ (25%) и миллиардер Роман Абрамович (24%).

Связи с Ковальчуком

Ретрансляцию восьми телеканалов БMA запретили в ноябре 2019 года на основании нарушений санкций ЕС. БMA оспорил это решение регулятора в суде. Решение судом ещё не принято.

В самих странах Балтии санкции ЕС интерпретировались по-разному. Так в Эстонии по-прежнему транслируются как минимум пять из запрещённых в Латвии каналов. Представители ответственного учреждения Эстонии пояснили, что у них «нет информации, на основании которой следует использовать запретительные меры».

Спустя месяц в декабре 2019 года, Государственная служба безопасности начала уголовный процесс по факту нарушения санкций ЕС. Имеющаяся в распоряжении Re:Baltica/Eesti Paevaleht неофициальная информация позволяет полагать, что речь идет о ретрансляции двух каналов, через посредников принадлежащих Ковальчуку – РЕН ТВ и Первый канал. Предположительно, деньги за ретрансляцию переводились через зарегистрированную в Великобритании фирму BMA Ltd,которая формально принадлежит одному из подозреваемых – эстонцу Мериму. Официально права на ретрансляцию этих каналов принадлежит дочерней БMA компании TEM LV.

Структура империи О. Солодова

СГБ не предоставляет информацию, какие суммы БMA платила за ретрансляцию российских телеканалов. По подсчетам Re:Baltica речь может идти по крайней мере о 10 миллионах евро. Согласно информации, полученной от нескольких экспертов медиарынка, в год плата за ретрансляцию Первого канала может составлять 1,5 миллиона евро. Это адекватная сумма, так как канал является одним из самых популярных в Эстонии и Литве, и привлекает большое количество рекламных денег.  Так, в 2018 году оборот БMA составил 13,7 миллионов евро, а прибыль 3 миллиона евро – свидетельствуют данные Lursoft.

Если начатое уголовное дело будет доведено до суда, обвиняемым грозит лишение свободы на срок до 8 лет. СГБ информировала Re:Baltica, что в отношении юридического лица могут быть применены различные виды наказания, в том числе денежные штрафы. Если суд присудит возвратить суммы, уплаченные за ретрансляцию российских каналов, для медиа группы это означает неминуемое банкротство. 

Замороженные счета и невыплаченные зарплаты

Одновременно с обысками были заморожены все исходящие платежи предприятий БMA. И как следствие, в течение нескольких недель холдинг не мог выплатить зарплату своим сотрудникам. В начале марта запрет был отменен. Но тогда уже Swedbank, из-за опасений нарушить санкции, отказал в выплате заработной платы сотрудникам БMA. После чего холдинг сообщил о закрытии новостных служб в Риге и Таллине «в связи с необоснованным экономическим давлением со стороны государственных и правоохранительных учреждений». Работу потеряли как минимум 30 человек.

«Государственным властям всё равно, откуда русские получают информацию. Следующим шагом будет закрытие LTV7, и тогда русской журналистики больше не будет», — о таком общем настроении ПБК рассказал один из тамошних журналистов, который пожелал остаться анонимным.

«Я не могу комментировать бредовые утверждения», — заявил на это руководитель Латвийского совета по электронным средствам информации Ивар Аболиньш, опровергнув возможную политическую мотивацию в этом вопросе.

Прекращение деятельности местных новостей может обернуться и следующими неприятностями – закрытием всего телеканала ПБК. Согласно выданному ПБК разрешению на вещание не менее 5% эфирного времени в неделю (или 8 часов) должны составлять производимые в Латвии новостные программы – такого мнения придерживается национальный совет. Однако БMA трактует это иначе – не менее 5% должны составлять новостные программы, включающие в себя «местные, спортивные новости и прогноз погоды. И это требование мы планируем соблюдать», — заявила представитель холдинга Синдия Фриденберга. Аболиньш это комментирует так: «Если какой-либо коммерсант считает, что Совет неправильно трактует условия разрешения на вещание, он имеет право обратиться в суд».

Что дальше?

Учитывая неясное будущее ПБК, открытым остаётся вопрос, откуда будут получать информацию русские жители в дальнейшем, если канал действительно закроют?

Руководитель Латвийской ассоциации рекламодателей Байба Лиепиня считает, что часть аудитории может выбрать пиратские каналы, которые легко доступны по цене 2 евро в месяц. Более продвинутые в техническом и материальном плане перейдут на YouTube, где передачи российских ТВ каналов представлены в свободном доступе.

«Все эти сценарии приведут к переходу аудитории в другое информационное пространство, которое не поддается контролю. И ещё хуже, что рекламные деньги следуют за аудиторией, и в данном случае – уйдут за рубеж и к пиратам», — объясняет Лиепиня.

Права на распространение российских каналов намеревалась получить другая медиа группа — All Media Baltics (AMB), которой принадлежит ТВ3. Об этом незадолго до своей внезапной смерти на прошлой неделе заявил Re:Baltica руководитель эстонского AMB Притс Лейто.

«Я не знаю точно, что происходит с БMA, и как долго эти проблемы будут продолжаться, но ряд операторов кабельного телевидения попросили нас о возможности распространять Первый канал, чтобы тот не покинул рынок стран Балтии. Но мы к этому ещё не готовы», — об этом заявила Re:Baltica Любовь Доманина. Её семейному предприятию Baltic Media Union принадлежат права на ретрансляцию таких каналов как Россия и РТК Планета, которые принадлежат российскому государственному предприятию ВГТРК.

В то же время, закрытие новостей ПБКоткрывает возможности для новостных программ общественных ТВ в Эстонии и Латвии. Так, эстонское телевидение EER планирует маркетинговую кампанию своего русского канала ETV+.

«Мы предприняли немало усилий, и рейтинги постепенно растут. А примерно год назад, когда на время ПБК прекратил новостные программы в Эстонии, аудитория ETV+ удвоилась», — сообщил руководитель службы новостей Анвар Самост.

Латвийское телевидение также намерено побороться за часть аудитории ПБК. Но до сих пор сталкивалось в данном вопросе с политическим сопротивлением и нехваткой денег. «Мы разработали концепцию мультимедийной платформы на русском языке, которая предназначалась бы для экономически активной русскоязычной аудитории», — рассказала директор программ LTV Рита Рудуша. Эта концепция несколько раз была представлена в Национальный совет по электронным СМИ, но денег на технологическое оснащение, необходимое для запуска платформы, так и не нашлось.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments