С Юрием Николаевичем Зуевым нас познакомил Егор Гордеев. Художник родился в Красноярске. Молодым специалистом он приехал в Латвию и остался здесь. Любовь к нашей стране, особенно к рижскому взморью и улочкам столицы, чувствуется в каждой его работе. Мы побывали в студии Юрия Николаевича, где он рассказал «Чайке» о своём творчестве, идеях и оборотной стороне сюжетов.
Вы всегда занимались живописью?
Рисовал постоянно, но больше времени творчеству стал уделять с выходом на пенсию. Снял себе маленькую студию, сюда приезжаю после полудня и творю. Есть слушок, что я окончил художественное училище в Москве. Но это не так. Я окончил художественное училище имени В.И.Сурикова родного города, хотя высшее образование — техническое, и основная работа была связана с более грубым материалом — металлом.
Вы работаете только в студии или пишете на природе тоже?
На природу я выезжаю без мольберта, там я вдохновляюсь и ловлю мгновения. Но вся основная работа здесь — в студии. Не вижу смысла выходить на улицу именно для рисования.
Это необычно, ведь ваши работы очень импрессионистичны!
Да, импрессионисты устраивали пленэры, но мне нужно время, чтобы переосмыслить увиденное, собрать свою картинку в голове. Ведь это самое сложное — придумать сюжет. Если идея проработана, на создание картины уходит от 1 до 3 дней интенсивной работы (зависит и от размеров холста). Тяжелее с портретами…
У всех героев ваших картин — реальные прототипы?
Нет, не у всех. Всё здесь, в голове. Поэтому и уходит столько времени на осмысление, проработку нюансов. Люблю работы, которые заставляют думать. Работы городские — уже игра сюжетов. Как «Праздник», например. Да, праздник, но ведь не у всех.
А натюрморты? Их, смотрю, у вас немало
Натюрморты — это игра цветов, эксперименты с техникой. Это свободный полёт, хотя иногда тоже требует доработки. Например, «Калина» изначально была бледная и неприметная и не понравилась мне с самого начала. Думал, что бы такое сделать и рискнул — пусть будет красное на красном. Теперь на фоне ягод — алый занавес, лишь немного приоткрывающий седой фон.
Ваша Рига напоминает Париж 19 века…
Что не удивительно! Я очень люблю старину. Только не глубокое средневековье и рыцарей, нет. Их я никогда не стал бы изображать. А вот Рига середины 19-го — начала 20-го века, да. Это моя любовь. Как источники использую старые фото, вырезки из газет, рисунки. А ещё люблю ночную Старую Ригу.
Чувствуется и любовь к Айвазовскому…
Да, уважаю его творчество и очень люблю море, яхты. Хотя, не только само море, даже сам пляж. Балтийский берег. У меня несколько работ серии «Ретро Юрмала». И первая моя работа, имевшая успех, была как раз на тему Рижского взморья.
Какая собственная работа — ваша самая любимая?
Самая любимая и непростая — «Одна»… Тема одиночества, игра тёмных тонов и образ женщины. Долго не хотел расставаться с этой работой, но, когда она обрела хозяина, понял, какие детали требуют доработки. Теперь намереваюсь создать новую версию, но уже в бордовой тональности и поиграть светом.
Вы пишете маслом?
Да, но я не люблю густых мазков. Стараюсь писать в технике, напоминающей акварель, тонко, прозрачно. Иногда балуюсь пастелью.
И сюжетами тоже играете! Расскажите, что это за работа с мышатами?
Это не мышата, а крысята. Эту картину написал в подарок ко дню рождения знакомой, которая любит крыс. Их у неё, кажется, четыре.
Вы выставляете работы за рубежом?
Крайне редко. Ведь даже одна успешно отправленная и проданная картина после вычета всех налогов сама себя не окупает. Для таких мероприятий работы надо, мягко выражаясь, штамповать. А я так не могу. Да и не хочу. Хотя, несмотря на свой темп работы, поражаюсь, сколько уже написано… В одной только Юрмале сейчас выставлено 29 моих работ.
Выставка в Юрмале? Где её можно посмотреть?
Если приедете в Юрмалу, то после прогулок по пляжу загляните в ЗАГС, находящийся в Лиелупе, по адресу ул. П. Страдыня, 6. Также мои работы можно увидеть в галереях MC2 (ул. Краста) и «Zīmulis un ota«. А также у меня есть своя страничка в фейсбуке.
[…] Юрия Зуева «На солнечной стороне улицы». Мы рассказывали вам об этом интересном […]