«В приютах берут молодых и красивых, а мне бы просто кого-то осчастливить», – Лариса Носкова о питомцах в её жизни

Лариса и её собака Джина. Фото: Настя Гавриленко

Ларисе Носковой 69 лет, всю жизнь она прожила в Риге, но последние несколько лет Лариса живёт в Даугавпилсе. Здесь у неё дочка и трое внуков, а недавно появились ещё и собака с котом. Питомцев она взяла из Деменского приюта, где нас и познакомили. Лариса попросила показать ей самых старых питомцев, и нам стало интересно, почему. Мы узнали, что всю жизнь Лариса провела с животными, отработала в детском саду и на почте, а теперь хочет обеспечить животным счастливую старость. 

Расскажите о себе, чем вы занимались, пока не ушли на пенсию?

Поддержи «Чайку»:

Я много работала. Сначала в садике, потом на почте. А в перерывах ещё много где.

Воспитателем в детский сад пришла почти сразу после школы. У меня была старшая подготовительная круглосуточная группа. Я с ними даже спала иногда и была для них второй мамой. Дети у меня были очень хорошие. Наша группа находилась дальше всех от зала, в самом конце коридора. Я им всегда говорила выпрямлять спинки и идти так тихо, чтобы было слышно, как летит муха. И они молчали.

А что насчёт почты?

Почтальоном я работала больше десяти лет. В этой работе самое тяжёлое – большая нагрузка на ноги и спину. Мне даже как-то коляску достали, чтобы рекламу кучами возить. И коляска сломалась. А что про меня говорить? Люди, которые уже меня знали, шутили, что видят меня в окне, как я согнулась в три погибели, и только в зубах не хватает газеты. Один раз, помню, оступилась, ударилась, и пришлось коллегу вызвать. Два месяца потом лечилась. 

А в 2003 году меня уволили, потому что появились экзамены. У меня уже была плохая память, но свою работу я знала прекрасно. Мои клиенты очень хотели, чтобы я осталась, но я не сдала экзамен, не могла запомнить какие-то справки. В трудовой книжке мне написали, что мне не хватает профессиональных знаний. Это не правда.

А сейчас чем занимаетесь?

Когда есть время, я рисую. Я люблю рисовать. Конечно, я не художник, я не умею это делать очень хорошо, но пытаюсь. Сейчас, правда, настроения рисовать нет, а без него не могу. Всё своё время сейчас отдаю собачке и кошке.

У вас очень много фотографий животных. Это ваши питомцы?

Да, животные – это моё всё. Когда я была молодая, со мной всегда были овчарки. С ними, конечно, активная жизнь – бегать, дрессировать. Сейчас уже не тот возраст, не могу позволить себе большую собаку. Мне сейчас хоть какую, но без собаки не могу.

А с чего всё началось?

В 14 лет у меня был друг — солдат Толик, и однажды я попросила у него принести мне щенка. И он приволок мне трёхмесячную восточно-европейскую овчарку. Сейчас таких мало, в основном немецкие. А та такая была собака! Но я ей не до конца была хозяйкой, маленькая ещё была и мама мне многое не разрешала. 

И вот… Собака ей надоела, и она заставила меня с моей сестрой эту собаку куда-то отвести и привязать. Так жестоко хотела от неё избавиться… А я не могла ослушаться, мама у меня была жёсткая, с характером, и детство у меня потому было не очень хорошим. Но я была хитрая, привязала её легонько и там, где было много людей. Через время она вернулась домой. Но от неё всё равно избавились… 

Мне сказали, что Пальма (так звали собаку) попала под машину. Мне так обидно. Пальма была замечательная. Я научила её по команде говорить слово «мама», а зимой она катала меня на санках. Я обожала эту собаку. Ей был всего год. Как мне было больно. Мне и сейчас тяжело об этом вспоминать.

А кто у вас был из последних?

Последняя у меня была такса Джимик, его не стало в 15 лет. А взяла я его, потому что моя сестра занимается разведением такс и продает их по всей Европе. Она мне одного и подарила, но он был простой, а у неё все щенки образованы, социализированы, крутятся по команде, даже чихают по просьбе, всегда сами ждут, пока всем таксам (если их несколько) помоют лапы и до этого момента никуда не пойдут. 

А сейчас у вас питомцы из приюта, как вы их выбирали?

У меня принцип – чтобы было хорошо. Я не по чувствам выбирала, не по внешности, я просто хотела сделать добро. Единственное, что по состоянию здоровья смотрела, чтобы были маленькие. Но все они заслуживают любви, заслуживают быть домашними, ведь сколько их брошенных, которых пинают и считают за мусор. Я очень жалею их. Животные беззащитны. Человек может пожаловаться, сказать, если ему что-то не нравится, а животные этого сделать не могут. Хорошо, что существуют приюты, где покормят, помоют, погуляют с ними. 

Вы помогали приютам когда-нибудь?

Да, раньше постоянно ходила помогать в приют на Новом Форштадте. Когда умер Джимик, у меня осталось восемь хороших комбинезонов, я их все туда отнесла. Потом корм, помню, купила кошке. Хороший такой корм, разный, и хоть денег у меня немного, но дешёвый корм для животных я никогда не возьму. Так вот, кошка, оказалось, сухой корм не ест. Отнесла его в приют. И косточки туда возила, игрушки, аксессуары для собак. И даже гуляла с ними. А теперь не могу из-за здоровья. Только взять к себе кого-то могу. В приютах обычно берут молодых и красивых, а мне бы просто кого-то осчастливить.

А как ещё помогаете животным?

Иногда я в фейсбуке пишу посты и советую людям брать питомцев из приюта. И везде в социальных сетях ставлю фотографиям овчарок не лайк, а «супер». Это прямо моё. Единственное, не могу лайк поставить, когда вижу, что животное в беде. Я там комментарии обычно пишу и ставлю плохие смайлики – разбитые и чёрные сердца.

До этого вы тоже брали животных из приюта?

Да. И один единственный раз мне пришлось вернуть питомца обратно. Мне как-то предложили собаку с Тукумса, обещали маленькую, а привезли 17 килограмм. Она боялась сюда зайти, мы вместе с куратором тащили её внутрь. Мне потом так болела спина. Я её взять на руки не могла, а она старенькая. Я не знала, как взвесить её, чтобы дать правильную дозировку лекарств. Её с хутора привезли, у нее не было уха, она всего боялась и делала дела на пол, а я уже не в состоянии всё время убирать. Еду, пеленки, конечно, привезли с приюта, много помогали, но мне было тяжело и я отказалась от неё. Это было ужасно, я потом много плакала. Когда её забирали, она ринулась сюда, назад, она уже привыкать ко мне начала. А всё потому, что меня не послушали и дали большую собаку.

Вы взяли достаточно взрослых животных. Почему?

Сегодня я есть, а завтра — не знаю, буду ли, поэтому питомцев беру старых. Пожилым людям нельзя брать молодых собак, а то они (собаки) их переживут и их опять отправят в приют…

Взяли сразу двоих?

Кошку я взяла с того же приюта, но неделю-две спустя после собаки. Я, когда взяла собачку, подумала, что они же там все вместе живут, привыкли уже к друг другу, узнала, как эта кошка и собака контачат с другими, и решила, что кошке тоже нужен дом. Собака кошку игнорирует. А вот кошка требует внимания, трётся возле собаки. Пару раз собака даже рявкнула, когда кошка подошла к миске.

Расскажите немного о них

Собаку звали Лаки, но мне тяжело её так называть, зубов уже нет. Поэтому я назвала её Джина. И сказать удобно и в память, что у меня была такса Джимик. А кошку я называю Муся, хотя зовут её Мэги. Но мне кажется, ей не подходит это имя. У меня когда-то был кот-перс Мусик, который, мы думали, был кошкой, я только потом заметила, что этот мальчик. А в этот раз уже точно девочка, поэтому и назвали Муся. Интересно, что у кошки тело маленькое, а морда – взрослая.

Как у них дела с адаптацией в новом доме?

Сначала Джина меня боялась. Я встану и она встанет. Я шевельнусь, и она голову поднимет. Сейчас она уже более спокойная. Ещё она была полненькая, сейчас вытянулась, постройнела. Она боялась бутылок, штор, когда я их задергивала, и целлофана. Но много моих знакомых брали животных из приюта, и я у них узнала, что обычно к ним питомцы привыкают полгода. Я думаю, где-то так и будет. Она уже может порычать, полежать на спинке, мордой потереться об диван, когда идёт мимо. Ей здесь хорошо, хоть и боится. Она ведь два года просидела в клетке. Не знаю, что с ней было до этого, но она будто дожидалась меня. Может в приюте её другие собаки обижали, что-то отбирали, что это за жизнь такая?

Лариса и её собака Джина

А кошка… Её как оставили у меня, она будто и была тут всю жизнь. Она ходила, довольная мяукала. Но у нее больная печень, мне надо давать ей лекарства. А она, как почувствует лекарства – не ест. За мордочку брать нельзя, чтобы лекарство дать, у неё там все больное. Даже мягкий корм ей тяжело есть, она почти без зубов. Жалко её, но главное, что сейчас она живёт в спокойствии. Я приласкаю её, поглажу, она спинку выгнет от удовольствия. У нее самое безопасное место в доме – её лежанка, там кошку никто не трогает. Но вот на стол и кровать я её не пускаю.

А что насчёт прогулок?

С собачкой я хожу гулять в лес – час утром и час вечером, иногда приходится выйти днём или ночью, если ей живот болит. Но это я не жалуюсь, это не страшно, главное, чтобы она чувствовала себя хорошо. 

Джина на улице боится машин. Но если с гулом рядом пронесутся, я и сама испугаюсь. Ходим с ней в сквер у магазина Beta, к пруду. Она там впервые увидела лебедей. Ей так интересно было, смотрела, уши расставила. 

Вообще на улице она очень спокойная. Один раз только, помню, отпустила её, и она как помчала! Думаю, боже мой, всё, потеряла собаку. Я так тогда перепугалась! Но она будто бы стала понимать слово «пойдем». Я её почти догнала, говорю: «Пойдём, пойдём, иди ко мне, пойдём домой…». Она и стала подходить. Больше её с поводка не отпускаю. 

Вы не ходите в специальные места, где её можно отпустить?

Можно было бы, конечно, отвести на собачью площадку, но там очень грязно. Люди не убирают за своими животными. Я — собачница до мозга костей и я никогда не позволю оставить на всеобщее обозрение то, что сделала моя собака. Где могу – всегда в кулёк и выбрасываю, если в лесу, то закрою так, чтобы, если человек наступит, он не запачкался. 

Ещё хозяева разрешают своим питомцам рыть ямы. Ладно, если где-то сбоку, так они прямо на тропинке роют. А вдруг не заметишь, наступишь, сломаешь ногу. Шерсть в лесу вычёсывают и просто бросают. Я тоже чешу, но я возьму, сложу в комок и закрою мхом. Ведь не трудно спрятать, чтобы везде не было этой шерсти. Были у нас мусорники сделаны специальные, но и те уже поломанные. А в обычный бросать нельзя, запах будет. Те, у кого собак нет, возмущаются, что грязно и воняет – и это справедливо. Но мы же не об этом…

Фото: Настя Гавриленко

А чем вы их кормите?

Моя прошлая собака ела всё с пелёнок, а Джине, конечно, никто ничего специально не давал в приюте. Но сейчас она уже ест кашку, рис, гречку, курицу, печёнку, лёгкие. Вкусняшки тоже ест, но только тогда, когда я уйду в другую комнату. Но она начнёт мне доверять, я знаю. Я к ней хорошо отношусь, я люблю её, а животные это чувствуют. 

Тяжело содержать питомцев?

В приюте дают карточки, с которыми можно получить скидку на лечение животных, а когти, например, стричь вообще бесплатно. Правда, с той собакой, которую мне пришлось вернуть, помощи было больше. Мне давали для неё всё. А тут, наоборот, у меня деньги взяли. Последние мои 15 евро. Мне до пенсии не с чем было дожить. А взяли, якобы, как пожертвование. Но пожертвования ведь делают добровольно и кто сколько может. А у меня потребовали конкретную сумму. Я не просто взяла ее из приюта, а купила, ещё и на последние деньги. Может, они думают, что если будут брать животных за деньги, то не выбросят. Но не в деньгах же дело. Я никогда бы никого и так не бросила на произвол судьбы.

Что вы чувствуете, когда кто-то берёт животных из приюта?

Когда кто-то хочет кого-то приютить, я до того рада, будто у меня новая жизнь началась, а не у животного. Я насмотрелась, как издевались и убивали. Плохо, что у нас не работают законы, которые требуют наказание за живодерство. Может, они есть, но они не работают. Был где-то случай, когда за изнасилование собаки дали срок – вольное поселение. Слабо, но хоть что-то. А если не наказывать – значит поощрать.

Что посоветуете людям в возрасте, которые хотят взять питомцев?

Молодых питомцев и щенков надо брать тем, кому до пенсии ещё далеко. А в возрасте – нельзя. Сегодня мы есть, но не известно, когда и в какую минуту нас не станет. У нас же куча болезней. А оставить их страшно, такое горе для животного – снова стать брошенным. А хочется же, наоборот, их осчастливить, чтобы остаток жизни они провели в ласке, доброте и тепле. 

Спасибо за ваши ответы.

Стойте, а давайте я вам ещё фотографии своих прошлых животных покажу? Подойдите сюда, у меня тут целые альбомы.

Это Гера, Джим (рыженький) и Мусик (кот).

Лариса и три её домашних питомца: Гера (справа), Джим и Мусик (кот). Фото из личного архива

А это я одела Джимика, мы так баловались. Ну не отличишь же от ляльки.

Лариса и пёс Джимик. Фото из личного архива

А это Мусик в костюмчике.

Лариса и кот Мусик. Фото из личного архива

Это я с Глэди – метис бассета и таксы. 

Лариса и собака по имени Глэди. Фото из личного архива

А это… Как же мы его назвали?… Чарли, вот.

Собака Ларисы Чарли. Фото из личного архива

Это я и Чарли вместе.

Лариса и пёс Чарли. Фото из личного архива

Ох, а это Аргоша. Он всегда запрыгивал на высокие заборы. Такой прыгун был. Мне тогда было 20 лет. Ой, где мои годы…

Аргоша на заборе. Фото из личного архива

Это Аргоша ещё маленький. Два месяца ему.

Щенок Аргоша. Фото из личного архива

Это собачка Джина, она тут сливается с ковром. Рядышком тут маленькая Рина, Джина за ней ухаживала, лизала ее. Рина, кстати, Чарлика мама, живёт в деревне, и её во время беременности укусила змея. Мы её спасли и получилось, что щенки были привиты змеиным ядом.

Джина облизывает Рину (впереди). Фото из личного архива

Это Рина уже выросла. Мы называли её Рина Зелёная.

Рина в деревне. Фото из личного архива

Чёрная – это такса моей сестры в Межциемсе. Мой голову опустил, а этот дрессированный, вот как стоит. Его (Гая) всё Сконто знало. Один раз он болел и долго не приходил на стадион, а когда вернулся, все кричали его имя.

Гай (слева) и Джимик. Фото из личного архива

Мой Джимик… Жалко его, ему три месяца не хватило до 15 лет. 

Джимик. Фото из личного архива

Новогодняя открытка с собачками моей сестры. Субмарина и Гай. Статуэточки. Они так похожи. Тяжело мне их так опознать, но тот, кто больше любит проситься на ручки – это Субмарина.

Новогодняя открытка от сестры Ларисы. Фото из личного архива

Тут Джим и Гера как будто поют. Поющие в терновнике, я их так называю. 

«Поющие в терновнике». Фото из личного архива

Вот Джимик с котом.

Джимик и кот Мусик. Фото из личного архива

А это Гера.

Да, питомцы у меня всю жизнь. И это я ещё не про всех рассказала…

Провожают. Фото: Настя Гавриленко

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments