Мария Санюк — родилась в Калининграде, с 2016 года живёт в Риге. Она рисует, проводит мастер-классы и не унывает, несмотря на то, что в молодом возрасте, «30 по паспорту, в душе всё ещё 16», столкнулась с серьёзными трудностями — неожиданные проблемы со здоровьем, поиск специалиста и неутешительный диагноз. Мария рассказала «Чайке», что её вдохновляет, какие места в Латвии она полюбила и почему пандемия — не помеха.
Вы профессиональный художник?
Если понятие «профессиональный» подразумевает момент связи работы и увлечения рисованием воедино, тогда — да, можно считать меня профессиональным художником.
Я ничего не заканчивала, никаких курсов или художественных школ. Но в детстве у меня был наставник-куратор. И на этом всё. Книги, видеоуроки и много практики — мои учителя.
Как началось увлечение рисованием?
В детском саду. Я увидела, как девочка немного старше меня (кажется на год) выдаёт очень уверенные линии и у неё получаются весьма правдоподобные персонажи. Её собачка похожа на собачку, а не как у меня тогда — сосиска на ножках вместо собаки (смеётся)
Мне тоже захотелось, чтобы изображаемые мною вещи были похожи на правду, а не на сосиски (смеётся).
Вы сейчас ведёте художественные занятия и мастер-классы. Каково быть в роли учителя?
Если честно, я никогда не видела себя учителем. Хоть и училась на факультете, после которого должна была стать учителем. Да-да, училкой географии, ведь окончила БФУ им.И.Канта по специальности «География и геоэкология».
Я не собиралась продолжать карьеру педагога и вести за собой юные умы к вершинам знаний. Не хотела этого, это — не моё. Слишком велика ответственность. Но так сложилось, что я веду людей к другим знаниям. К глубинам искусства и познания, возможно, самого себя.
Мои занятия в Art Wine — это больше, чем прийти порисовать под бокальчик вина. Это ритуал, самопознание и испытание своих способностей. Именно в Art Wine я чувствую себя на своём месте. И кажется, что мы нашли друг друга в самый нужный момент.
А в каком жанре писать нравится больше всего?
Больше всего мне нравится создавать портреты и пейзажи, иногда натюрморты. Иногда хочется создать свою реплику (копию) по чьей-либо картине. Зависит от настроения.
Мне нравится иногда сделать что-то интересное для себя. Много картин, которые я написала для себя — очень долгое время стояли и пылились. Но однажды, с помощью добрых людей, во время крайней нужды, они разошлись, найдя дом и добрые руки.
А иногда мои заказчики устраивают мне челленджи (испытания). Иногда очень даже странные, но незабываемые.
Например?
Первый серьёзный проект на стене. Пиратский корабль во всю стену. Я не знала, как подступиться к работе, благо, этот вопрос мы обдумывали с другом, который, собственно, и подкинул эту работу.
Путём хитрости и несложных математических уловок мы решили эту задачу. И рисунок вышел супер, хозяева были в восторге.
Расскажите о самой любимой работе, которую создали
Почти каждая работа — любимая. А после того, как она создана, развитие моих способностей не стоит на месте. Я каждый день что-то рисую, навык владения кистью растёт. И вот, спустя время, самая любимая работа уже не любимая, а какая-то кривая мазня (смеётся).
Но есть фаворит. Большой портрет Фредди Меркьюри. Правда, он ещё не закончен, я занимаюсь им два года. И думаю, скоро завершу работу.
Вы всегда продавали свои картины?
Я пишу и на заказ, и по настроению. Чаще всего я писала и рисовала под заказ. В один долгий период принимала заказы на портреты. Была очень популярна в этом деле, особенно в Калининграде. После переезда, старалась совмещать заказы и там, и здесь. Передавала работы автобусом подруге, а она уже их отдавала заказчику.
Что-то сама везла, когда накапливалось большое количество, заодно ездила и друзей с родителями повидать. Потом перестала брать работу из России. В этом году из-за карантинов, отменённых автобусов и прочего пришлось отказаться и от работы на Калининград. Если только диджитал (электронные) рисунки.
А какую первую работу продали?
И если вспомнить, первую картинку, которую я нарисовала и продала… кажется, это было в третьем или четвёртом классе. Я нарисовала портрет принцессы из книги, и моя одноклассница её купила. За два рубля (смеётся). Насколько я помню, евро тогда был невысок по курсу. Но на два рубля можно было купить мороженое (смеётся).
В детстве проблемы со зрением не мучали?
Только близорукость. Даже очки были, но я их не носила. Это, скорее всего, связано с тем, что я люблю читать и рисовать.
Сейчас это тоже присутствует, иногда за работой замечаю, что я чуть ли не носом вожу по бумаге или скрючиваюсь в три погибели, чтобы лучше видеть.
Расскажите о своём глазном недуге
В один прекрасный день я проснулась со слепым пятном в глазу. Это небольшое пятнышко, которое имитирует эффект рыбьего глаза (Fish-eye), то есть, весь остальной глаз видит нормально, а само пятно искажает/изгибает линии и пространство. К тому же, иногда пятнышко имеет цвет.
Случилось это в январе-феврале. Точно не скажу. И, как «нормальный» человек, я решила подождать, а вдруг само пройдёт?. Не прошло.
Тогда началась первая волна Covid-19. В обычной больнице мне отказали в приёме — был карантин, приём пациентов был ограничен или вообще отменён на то время. Мне дали номер телефона офтальмолога. И офтальмолог мне по телефону посоветовала купить глазные капли. Их название не вспомню, но составляющая связана с йодом (латышские слова до сих пор сложно запоминаются).
Также офтальмолог рекомендовала есть побольше витаминов — укреплять иммунитет, гулять на свежем воздухе и ограничить себя от стрессов. Авось пройдёт.
На мой вопрос: «А если не пройдёт?», получила ответ: «Если не пройдёт, вам придётся с этим жить». «Отличный» ответ, мне кажется. Особенно человеку, для которого зрение очень важно.
Как вам поставили диагноз?
После обследования в Латвийском американском глазном центре (LAAC) диагноз звучал как «воспаление сетчатки глаза». Доктор сказала, что похоже на последствие травмы, однако, я не припоминаю никаких травм.
В стационаре Бикерниеки диагноз выглядел иначе, но суть была одна и та же. Что в первом, что во втором случае, врачи настаивали на инъекциях препарата Авастин прямо в глаз. В стационаре врач-офтальмолог дала надежду, что после двух-трёх инъекций всё должно пройти — такая болячка не свойственна молодым пациентам. Чаще всего похожий недуг встречается у пациентов, которым за 60.
Однако, другой врач, которая на данный момент уже сделала мне 2 инъекции, сказала, что пятно, скорее всего, останется. Поэтому я планирую обратиться к другим врачам, чтобы узнать, насколько реально другое лечение или хирургическое вмешательство для устранения проблемы полностью.
До этого задумывались о ценности здоровья?
Вот тут всё очень сложно. Когда тебе меньше 25 лет, переносимость любых болячек другая — всё проходит легче, ведь организм старается восстановиться, пока может. После этого возраста всё становится тяжелее. Обычная простуда превращается в локальный апокалипсис. Что уж говорить о других болячках… У меня колени начали хрустеть в 26 лет (смеётся). И начинаешь ходить по врачам, понимая, что надо было раньше об этом думать.
Что вас вдохновляет?
Очень долгое время вдохновляла музыка. Иногда только она заставляла меня брать в руки материалы для творчества. Потом таких моментов стало больше.
Это может быть, например, сохранённая «на потом» красивая картинка в телефоне, чтобы попробовать её изобразить по-своему. Или погода за окном кафешек, в которых я обычно рисую. Горячий кофе.
Особенно у меня чешутся руки до творчества осенью. Безумно вдохновляюсь золотой порой. Найти ниточки вдохновения могу теперь везде. Зимой меня несёт в степь сказочных праздников. Я делаю новогодние открытки со своими рисунками и отправляю их друзьям. Весной мне хочется рисовать на свежем воздухе, на улице. И всегда дело идёт более гладко, если есть наушники с музыкой, которая нравится. Без этого никак.
Раньше рисовала только по ночам. Но это пагубная привычка ушла, к великой радости (смеётся).
Бывали в Даугавпилсе?
Не была, но планирую съездить. Немало знакомых соблазняли на посещение данного города (смеётся).
Мне нравится местная группа Varang Nord. Познакомилась с ними в прошлом году и была очень рада, что им повезло одержать победу на Wacken Battle.
А какое место в Латвии — самое любимое?
Ох, таких мест — целый список. Я очень люблю средневековые замки, пусть даже разрушенные и несохранившиеся. Цесис и местный замок понравился своей монументальностью и наличием старых узких улочек. Рауна — очень интересное место. Запомнилось, наверное, остатками былой славы.
Когда увидела старые фотографии Кокнесе, замучила мужа, чтобы он меня туда отвёз. Тоже место весьма красивое. Цесвайне, Яунпилс и Яунмоку. Сигулда, естественно, со своими двумя замками и территорией, которая горит по осени кленовыми листьями.
Пандемия усложняет жизнь?
Пандемия усложнила жизнь всем. Не только мне. Но благодаря начальнику, мужу и обстоятельствам — всё действительно не так страшно. Единственное, за что переживаю больше всего, что не могу свободно ездить в Калининград. Больше всего грущу, что не могу чаще видеться со своей бабушкой, состояние здоровья которой сейчас не самое лучшее.
Все моменты, которые мы отложили на потом — поездки (к родителям, друзьям), путешествия или концерты… нужно было разбиться в лепёшку, но в итоге рвануть туда, куда хотели, пока могли. Грустно, что сейчас это невозможно или в некоторых случаях — маловероятно. Из этого следует вывод — не откладывай на потом, «потом» может не настать.
Я очень спокойно отношусь к сложностям, многое придётся взвесить и обдумать. А возможное решение — оно всегда существует. Главное, не отчаиваться.
Моя бабушка как-то сказала мне: «Что-то может пойти не так, как ты хотела, что-то в жизни может выбивать тебя из строя и портить настроение, ты выйдешь на улицу и видишь тучи. Но знай, за ними всегда светит солнце. Оно светит всегда».
Поэтому, в такое сложное время, пожелание лишь одно — всем здоровья и терпения!
Познакомиться с творчеством Марии можно на её страничке фейсбуке и инстаграме, а её занятия в школе Art&Wine сейчас проходят в индивидуальном порядке, максимум — с двумя людьми.