«Главное, что народ тогда вышел на улицы». Воспоминания участника баррикад в январе 1991 года

Баррикады 1991 года в Риге. Фото: Борис Колесников, www.latvia.eu
Баррикады 1991 года в Риге. Фото: Борис Колесников, www.latvia.eu

Январские баррикады в 1991 году стали решающим событием на пути восстановления независимости Латвийской Республики. После принятия Декларации Верховного Совета о восстановлении независимости Латвии в мае 1990 года, парламент и правительство стали формировать структуры независимой республики. Этому могли помешать действия со стороны советской власти в январе 1991 года. Но объединённый латвийский народ 30 лет назад отстоял свою независимость.   

Готовились к переменам

Январским баррикадам 1991 года предшествовала вселатвийская мирная  манифестация. 13 января в Ригу съехались более пятисот тысяч человек со всей республики. Участник Народного фронта из Даугавпилса Янис Мешков поделился воспоминаниями о тех днях.

Поддержи «Чайку»:

«На предприятиях города не было открытого запрета ехать в Ригу, но, конечно, и не поощрялось. Я работал главным технологом на заводе химволокна и тем более не мог поехать в любое время. Поэтому поехал на выходных — просто сел в субботу с утра на поезд а, приехав, сразу подключился к общему движению. В центр стягивались тысячи людей. Они, казалось, были готовы к чему-то, чего-то уже все ждали. При этом ни у кого не было оружия, я только противогазы у некоторых видел».

По его словам, в тот же день в центр города начала стягиваться техника, были заблокированы основные пункты столицы, привозились блоки для баррикад, брёвна для костров. Тяжёлая техника стояла по закоулкам Старой Риги, но так, чтобы в течение нескольких минут выехать и заблокировать проезды. 

Янис говорит, что всё, что в те дни происходило, это были удивительные, невообразимые по тем временам вещи. Ключевые объекты охранялись небольшими отрядами милиционеров, но им помогали простые люди — без оружия они стояли рядом и готовы были помогать в случае нападения «чёрных беретов». Сам Янис дежурил около здания Сейма, тогда там располагался Верховный Совет, на следующий день он стоял охране Почты. «В том году был удивительно тёплый январь, — вспоминает Янис. — Конечно, ночью было холодно, но Народным фронтом всё было хорошо организовано — в церквях можно было попить чаю, отдохнуть». 

Об информации

Когда видишь такие события в стране своими собственными глазами, а не узнаёшь с чьих-то слов, это оставляет впечатление на всю жизнь, признаётся Янис Мешков. Его тогда удивило количество журналистов в Риге и доступность информации. По Риге просто были развешены газеты с призывами бороться за свободу и справедливость, а в центре недалеко от Памятника Свободы установили большой экран, по которому вещало CNN, рассказывает Янис. 

«Показывали события в Ираке, и вообще все мировые новости. Все мы тогда следили за новостями из Литвы, но что там в действительности происходило, никто толком и не знал. Я сам накануне, буквально дня за три, кажется, 10 января, проезжал через Вильнюс — ехал из командировки в Германии — там со стороны казалось всё спокойно». 

Доступность информации была знаком времени, неким свидетельством свободы. То, что через неделю о происходящем в Риге можно было увидеть уже и по Московскому телевидению, было удивительным, считает Янис. Он помнит выпуски программы «Взгляд», которые показали объективную версию событий.

Кульминация

За событиями 20 января в Риге Янис следил уже из Даугавпилса. Как известно, 20 января бойцы ОМОН (представители советской власти, находившиеся в Латвии) всё таки решились на штурм и выдвинулись к прокуратуре. Сведения о тех событиях весьма противоречивые. Считается, что перестрелка началась в результате провокаций неизвестно с какой стороны. Но так или иначе, в результате провокации омоновцы штурмовали здание МВД и взяли его под контроль и в перестрелке были ранены несколько человек, пятеро из них смертельно. 

Знаковым стало то, что в обстреле погибли гражданские — один школьник и участники съёмочной группы Юриса Подниекса. Режиссёр Андрис Слапиньш умер на месте, а оператор Гвидо Звайгзне был смертельно ранен. О его работе пять лет назад сняли документальный фильм, который можно считать ещё одним взглядом на события 1991 года. 

Вместо мероприятий

Почти каждый год в январе Янис Мешков и другие участники баррикад участвуют в памятных мероприятиях, рассказывают о тех событиях подрастающему поколению в школах. В условиях пандемии достаточно сложно придумать памятные мероприятия, но работники Даугавпилсского краеведческого и художественного музея сделали короткометражный фильм о тех событиях — «Баррикады 30: Даугавпилсские истории».

Больше историй от очевидцев можно также услышать в документальном фильме, созданном к двадцатипятилетию баррикад в Риге Государственной канцелярией. 

Кроме того, сегодня, 20 января, в 16:00, на площади у Даугавпилсского университета (улица Виенибас) зажгут символический мемориальный костер баррикад.

«Важно, что люди объединились»

Считается, что тогда, 30 лет назад, удачным образом просочилась информация из Москвы и Народный фронт был оповещён о предстоящих действиях, что помогло мобилизовать весь народ. По мнению Яниса Мешкова, было очень важно, что люди сумели объединится и выйти на улицы до того, как советские силовики заняли все важные объекты, как это произошло в Вильнюсе. 

«Если бы все сидели по домам, то ОМОН мог бы быстро и тихо захватить все стратегически важные объекты и объявить о смене власти. Если улицы заполнены людьми, выступить против них сложнее — было бы больше жертв, а значит, и огласки».

Воспоминания первого председателя Народного фронта Латвии Дайниса Иванса об этих днях можно прочитать здесь

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments