
Бывший роддом — так до сих пор называют здание на улице Варшавас, 43а, хотя учреждения здесь уже давно нет. У многих поколений даугавпилчан это место ассоциируется с самыми важными событиями в их жизни: кто-то здесь сам родился, а потом здесь же рождались их дети.
Сотни детей появились на свет, когда в роддоме работала доктор Элина Роне. 16 июня в её честь на стене здания открыли памятную доску.

Рассказываем нашим читателям об удивительной судьбе выдающего врача, многие наверняка вспомнят её роль в своей жизни. Трогательными воспоминаниями об Элине Роне с «Чайкой» поделилась её дочь Валлия Роне, а на открытии — внук, Сергей Ронис.
Из Сибири в Даугавпилс
Элина Роне родилась 15 июня 1920 года в Красноярском крае. Её родители — коренные латыши — уехали в Сибирь, когда крестьянам Российской империи предлагали осваивать новые территории. Здесь они поженились, у семьи было большое хозяйство.
Когда Элине было 8 лет, семью раскулачили, дом отняли, родителей сослали, ей пришлось жить у родственников. В 1938 году она поступила в Томский медицинский институт на врачебный факультет, после окончания которого немного поработала в районной больнице Красноярского края. Затем она оказалась в Подмосковье, где работала врачом в хирургическом отделении эвакуационного госпиталя, спасала жизни раненых.
После окончания войны, осенью 1945 года, Элине удалось получить разрешение поехать на родину своих предков — в Латвию, сюда она очень стремилась, вспоминают родные.
Здесь она оказалась сначала в Валмиере, где работала врачом в городской больнице, а позднее руководила отделением здравоохранения Валмиерского района. В Даугавпилсе Элина Роне оказалась в 1952 году, когда её направили руководить отделением здравоохранения Даугавпилсского района.

С 1953 года она стала работать в Даугавпилсском роддоме, которым впоследствии руководила 10 лет — с 1963 по 1973 годы.
Затем ещё 13 лет Элина Роне работала руководителем женской консультации в Даугавпилсской городской поликлинике.
Авторитет доктора Роне был таким, что на лечение к ней приезжали женщины из соседних республик — Литвы, Белоруссии, и даже из Ленинграда. Она была на работе и вне рабочего времени, помогала, консультировала, оперировала, спасала жизни, а также успевала преподавать в Даугавпилсской медицинской школе. Нередко её вызывали среди ночи, и она всегда ехала туда, где была необходима её помощь.

За свой самоотверженный труд доктор неоднократно удостаивалась высоких наград. В 1961 году она была награждена высшей на тот момент наградой — Орденом Ленина, в 1970-м она получила звание заслуженного врача Латвийской ССР.
Долгожданное событие
В 1986 году Элина Роне закончила работать в Даугавпилсе и переехала к детям в Ригу, чтобы воспитывать внуков, здесь она ещё работала в больнице «Гайльэзерс». Именно внуки стали инициаторами установки памятной доски в память о бабушке, рассказывает Валлия Роне. Их у заслуженного доктора трое.
Работа над установкой доски заняла несколько лет, сначала семья планировала открыть её в 2020 году, когда Элине Роне исполнилось бы 100 лет (она умерла в 2011 году). Но по ряду причин, в том числе и из-за пандемии и ремонта здания, сроки перенесли.
Семье в процессе помогала Лига Чибле, заместитель главного художника Даугавпилса, специалисты Даугавпилсского краеведческого и художественного музея и другие. Нужно было получить все необходимые разрешения, которые требуются в подобных случаях, в том числе разрешение от теперешних владельцев здания, от строительного управления и пр.
Памятную доску изготовила скульптор из Даугавпилса Светлана Савельева.
На мероприятие собрались руководители и медицинские работники разных учреждений города, студенты Медицинского колледжа, младшие коллеги Элины Роне. Композиции на виолончели исполнила Майя Калниня.

Лёгкие руки
«Мама была очень скромным человеком, всегда как-то старалась держаться в тени от официоза, и никогда не пользовалась своим служебным положением», — вспоминает Валлия Роне. На первом месте для Элины Роне была работа, медицина, а вся суета, почести её не интересовали.
Свободного времени у доктора оставалось совсем немного, но Элина Яновна успевала выкраивать минуты для дорогих душе занятий. Много лет она пела в хоре медицинских работников Даугавпилса, которым руководила прославленный дирижёр Терезия Брока. Хор участвовал во Вселатвийских праздниках песни и танца.

Ещё она всю жизнь увлекалась рукоделием — вязанием крючком и на спицах, рассказывает дочь, которой от мамы передались эти умения. А третьей страстью, уже когда она вышла на пенсию, был огород: «У мамы всё очень хорошо росло, все просто удивлялись. Вот такие у нее были лёгкие руки! Ещё она очень вкусно готовила».
По воспоминаниям Сергея, бабушка всегда говорила, что для неё на первом месте — уважение к человеку, независимо от его социального статуса, национальности и других факторов. Этому она учила и своих внуков.


Последний раз с бабушкой он приезжал в Даугавпилс в 1994 году, и где бы они не находились — ехали в трамвае, приходили на рынок или просто шли по улице, со всех сторон доносилось: «Элина Яновна, здравствуйте!».
«Её знали все, все хотели поздороваться и поблагодарить бабушку», — с большой теплотой вспоминает Сергей Ронис.
Чужие люди оценили работу этого доктора, наградив её орденом и званием заслуженного врача.