
Глеб Беляев живёт в Латвии почти девять лет и всё это время рассказывает, что тут ему нравится и что удивляет
Недавно на сайте Бюро по защите конституции (SAB) появилось объявление, одно из многих в разделе «Предложения работы». Эта служба, официальное разведывательное и контрразведывательное ведомство Латвии, приглашает граждан страны работать — причём, именно разведчиками и контрразведчиками.
Я не так давно живу в Латвии и не знаю, может, тут такие объявления появляются регулярно. Может, в школах детям так и рассказывают, среди прочего, что перед ними вот так запросто лежит и карьера в разведке. Но вот меня, иностранца, пишущего о том хорошем, чем продолжает удивлять Латвия, это объявление зацепило.
Я-то успел искренне и масштабно проникнуться всей советской романтикой — а в пантеоне советских полубогов чуть ли не самое почётное место занимали как раз разведчики. А контрразведчики были сразу за ними.
Оценить мудрость вождей в детстве было как-то трудно, да и публичный их образ не особо располагал к восхищению. А вот разведчиками хотели быть все. Ну, почти. Я — точно.
Тем более, что я был человек книжный и кроме общенародно известного штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица, знал ещё, к примеру, и героев отличного романа Владимира Богомолова «В августе 44-го». Да и Юлиана Семёнова знал не только как автора сценария «Семнадцати мгновений», но и как автора кучи книг о том же Штирлице и не только.
А ещё же были, его же авторства, книгами и по телевизору, и «ТАСС уполномочен заявить», и «Противостояние» — сегодня они смотрятся сильно иначе, но в первой половине восьмидесятых — вполне себе.
Собственно, про советских разведчиков и Голливуд неплохо снимает, и даже не «клюкву». К примеру, недавний «Шпионский мост» — аж Стивена Спилберга, аж с Томом Хэнксом.
В общем, в те годы я проникся настолько, что всерьёз думал как-то туда устроиться — в штирлицы.
Но знающие люди мне заявили авторитетно, что процедура приёма в советскую разведку сильно отличается от устройства на стройки социализма. Вот так просто прийти нельзя. Точнее, прийти-то можно…
В общем, мне было сказано, что вот как раз тут всемирно известное советское равенство даёт сбой — туда не берут, туда приглашают. А если не пригласят, то на это «нет» суда никакого нет и не будет.
Было обидно, не скрою. Нет, ну как это: я рос себе как октябрёнок и пионер, учился, проникался всеми нужными целями и мотивами — и вот на тебе, какой-то я второй сорт. Вот так сразу, без проверки и испытаний — отбраковали с порога. Даже и не пытайтесь, молодой человек!
Получалось, как макулатуру и металлолом собирать, так я годен, а как Шелленберга и Мюллера переигрывать, так рылом не вышел.
Поэтому так и обратила на себя моё внимание эта вакансия. Судя по ней, в Латвии общество и государство достаточно доверяет своим членам и гражданам, чтобы вот так просто пригласить их найти себе применение и в этом деле.
Что нет никакого разделения на «белую» и «чёрную кость», что и в этом «спецсмысле», люди равны хотя бы в возможности попытаться.
Кстати, в этом объявлении чётко указаны и обязанности, и критерии, и ограничения. Ограничения только в том, что кандидат должен соответствовать критериям — прозрачным и разумным, обусловленным спецификой службы. И критерии эти прописаны в законе, а не составлены ещё в пятидесятых каким-нибудь анонимом с мохнатыми ушами, и не лежат в неизвестном сейфе с грифом «Перед прочтением сжечь».
Мало того, в объявлении отдельно написано, чтобы граждане не робели, не занижали самооценку:
«Не бойтесь присылать резюме – никакое предыдущее образование, опыт работы или увиденное в кино не подготовит вас к тому, что можем предложить мы. Ваше любопытство, качества характера и мотивация определят, начнёте ли вы работать в SAB. Мы обеспечим уникальную подготовку, чтобы вы были готовы к различным вызовам в разведывательной или контрразведывательной работе».
Отдельной вишенкой на этом торте — отсутствие ограничений по возрасту. А я уже замечаю этот нюанс… В связи с этим просто не могу не рассказать старый анекдот:
Времена Российской империи, к маленькому городку приближаются государевы люди, идут забривать молодёжь в солдатчину. Горожане мечутся, прячут парней по подвалам.
Вместе со всеми мечется глубокий старик Рабинович, умножая хаос и панику.
Его спрашивают:
— А вы-то чего волнуетесь в свои 72 года?
Тот бросает раздражённо и саркастически:
— То есть, вы думаете, генералы им уже не нужны?!
Почему по теме несколько абзацев, а остальные тысячи слов — о Штирлице? К чему это?