Среди классического ассортимента латгальской керамической посуды убедительно выделяется ļaks своим как правило длинным и всегда тонким горлышком.
Это сосуд для жидких продуктов, но, в отличие от слойника, продуктов не вязких, а с хорошей текучестью.
Например, для растительного масла или вина, рассказывает мастер латгальской керамики, гончар из Краславы, Валдис Паулиньш.
В чём главное удобство этой посуды? В возможности точно отмерить количество, которое выливаешь — тонкое горло даёт сравнительно тонкую струю, а то, что оно ещё и длинное, не позволяет жидкости хлынуть потоком, даже если случайно наклонишь сосуд сильнее нужного.
То есть, из такого сосуда можно спокойно налить масла в салат или вина в стакан. Для большей точности на краю горла сделана ещё и складка — чтобы не только количество жидкости отмерять, но и точно направлять её, например, в неширокий по диаметру бокал или кружку.
Точность — главное в laks’е, этот принцип соблюдается во всех таких изделиях. А вот общий объём сосуда может быть очень и очень разным — и в зависимости от расхода конкретного продукта в конкретном хозяйстве, и в зависимости от случая — для большого застолья, конечно, больше подойдёт мощный пузатый кувшин.
Ещё одно общее для всех ļaks’ов — глазурь внутри и снаружи сосуда. Она не позволяет продукту впитываться в глину. Глазурованную посуду можно легко отмыть, чтобы не осталось ни запаха, ни привкуса того, что в ней было раньше, чтоб не осталось в порах глиняных стенок остатков продукта, которые могут испортиться и отравить содержимое и гнилью, и привкусом, и запахом прогорклого или гнилого.
Глазурь латгальские мастера научились делать разную на вид, но неизменно качественную в обиходе. Эта разность позволяет и художнику выразиться полнее, и хозяйкам с хозяевами разнообразить кухонный интерьер.
Материал создан в рамках проекта «Контент из Латгалии» при финансовой поддержке программы грантов «Местные СМИ за демократию» Европейского фонда журналистики.