Что читать? Советует Вероника Плотникова, актриса Рижского русского театра

Вероника Плотникова, актриса Рижского русского театра имени Михаила Чехова. Фото: mct.lv
Вероника Плотникова, актриса Рижского русского театра имени Михаила Чехова. Фото: mct.lv

«Актёры читают всё вокруг тех спектаклей, в которых играют», — говорит Вероника. «Например, если поставили “Центральный парк” по Вуди Аллену, то про Вуди Аллена надо всё почитать, да и его собственные тексты тоже надо прочитать».

Героиня нашей рубрики «Что читать» – актриса театра Чехова в Риге, лауреат премий «Лучшая актриса» и «Любимица публики» на международном театральном фестивале «Белая вежа» в Бресте и трижды лауреат премии «Лучшая актриса» в Рижском русском театре.

Sekojiet mums
“Facebook”

Кстати, Вероника — одна из четырех профессиональных актёров, участвующих в постановке «Разобщение». Почитать об этом можно здесь. 

Читает она много, так как без этого в профессии – никак. В отличие от многих, читать в дороге не может, и с книгой обычно сидит дома. С обычной бумажной книгой, потому что до покупки электронной никак не доходят руки. 

«Я люблю бумажные издания. Даже не обязательно какие-то очень хорошие, в хороших переплётах. Покупаю разные абсолютно, чтобы не думать, как их читать. Я в книгах постоянно что-то подчёркиваю, комментирую – вот такое свойство моё».

В подростковом возрасте, вспоминает Вероника, она любила романтическую литературу – зачитывалась Дюма, Морис Дрюон, другими французскими авторами. 

Вместе с подругой она играла в королев – будто они французские королевы, собираются на бал или что-то в этом роде. «Наверно, это был такой период становления – юношеский романтизм».

А потом внимание переключилось на мистику, и теперь главная литературная любовь Вероники – это мистические тексты, и особенно тексты Мураками. 

«Я, честно говоря, даже не знаю, как они приходят в мою жизнь. Где-то я услышала, что-что кто-то мне посоветовал. И вот я иду будто по тоннелю – что мне попадается, то я и поглощаю. Но если книга мне не нравится, я без зазрения совести её откладываю».

Харуки Мураками «Кафка на пляже»

Этот роман был включён в список 10 лучших романов 2005 года в рейтинге The New York Times и получил Всемирную премию фэнтези. 

По сюжету книги, подросток уходит из дома и попадает в непонятный мир, в котором много всего опасного и необъяснимого.

«Я просто поняла, что меня сейчас как-то очень завлекает всё мистическое и фантастическое», — говорит Вероника. — Раньше я представить не могла, что буду читать Мураками – мне это казалось такой элитарной литературой… А сейчас я в неё прямо влюбилась».

Александр Прокудин «Четыре шоу Миранды Мор»

«Это книга про зомби, и это абсолютно мой юмор. Мне всё понятно, мне всё смешно. И прежде всего — такое смешение реальности и сюрреальности, потому что наша реальность, она очень часто начинает казаться какой-то нереальной.

И мы думаем: “Ну нет, этого не может быть! Этого уж точно не может быть!” Очень, очень советую эту книгу».

В «Четыре шоу Миранды Мор» Прокудин показывает альтернативный зомби-апокалипсис. По его версии, все предыдущие предположения научных фантастов и голливудских режиссёров оказались ошибочны, и зомби – не лишённые разума существа, и они не запрограммированы на убийства.

Владимир Сорокин «Теллурия»

Вероника сомневалась, стоит ли рекомендовать Сорокина, потому что так до конца и не определилась, нравится ли ей самой эта литература. Но в итоге решила, что независимо от того, насколько эти книги «её», они в любом случае очень интересные, а сам Сорокин – уникальный писатель. 

На просьбу рассказать, что особенного в этой книге, наша героиня отвечает: чтобы это понять, её надо прочесть.

В общем, оставляем вам аннотацию от «Лабиринта» (ресурса, на котором можно найти много отзывов о самых разных книгах): 

«Это взгляд на будущее Европы, которое, несмотря на разительные перемены в мире и устройстве человека, кажется очень понятным и реальным. 

Узнаваемое и неузнаваемое мирно соседствуют на ярком гобелене Нового средневековья, населённом псоглавцами и кентаврами, маленькими людьми и великанами, крестоносцами и православными коммунистами. 

У бесконечно разных больших и малых народов, заново перетасованных и разделённых на княжества, ханства, республики и королевства, есть, как и в Средние века прошлого тысячелетия, одно общее — поиск абсолюта, царства Божьего на земле. Только не к Царству пресвитера Иоанна обращены теперь взоры ищущих, а к Республике Теллурии, к её залежам волшебного металла, который приносит счастье».

Владимир Сорокин «День опричника»

Это антиутопия, в которой автор сатирически описывает мир, в котором окажется Россия, если не откажется от нынешнего (на 2006 год) политического курса. 

Книга Владимира Сорокина «День опричника». Изображение: mnogoknig.lv
Книга Владимира Сорокина «День опричника». Изображение: mnogoknig.lv

По сюжету, Россия в 2028 году огорожена от всего мира огромной стеной, и в самой стране полных ходом идут репрессии, процветает коррупция и протекционизм, главный источник дохода – добыча и продажа природного газа и транзит из Китая в Европу. 

Китай, кстати, согласно Сорокину, постепенно будет захватывать Россию, и в 2028 году в Сибири будут жить уже 28 миллионов китайцев. Супермаркетов не будет, но вместо них будут ларьки с очень ограниченным ассортиментом.

Автор с поразительной точностью описывает то, к чему в итоге пришла Россия. Вот только с транзитом в Европу он немного просчитался – не учёл возможные санкции.

Книгу перевели на основные европейские языки, а в 2013 году она была номинирована на Букеровскую премию. В интервью The Financial Times в 2022 году Сорокин сказал, что написал книгу как фантазию – мол, в то время патриоты утверждали, что Россия должна изолироваться от Запада, и он решил пофантазировать, как это будет выглядеть.

«А теперь это происходит на самом деле», — сказал писатель.

Тара Вестовер «Ученица»

«Мы на самом деле очень мало знаем про американскую культуру, — говорит Вероника, начиная рассказывать про “Ученицу”  — А она такая разносторонняя! И эта книга показывает одну из сторон – может, не самую популярную. В тексте речь идёт о девушке, которая захотела учиться. Она из необычной религиозной семьи, и там это как бы не принято.

И вот Вестовер описывает в книге собственный опыт, рассказывает, как она росла в очень консервативной семье».

«Ученица» Тары Вестовер стала настоящим бестселлером – она 100 недель продержалась в списке самых продающихся книг по версии New York Times, а легендарная телеведущая Опра Уинфри и бывший президент США Барак Обама назвали её одной из любимых своих книг. 

А сама Тара в 2019 году вошла благодаря ей в список самых влиятельных людей по версии Times.

Лев Толстой

Наша героиня не смогла выделить отдельное произведение Льва Толстого и предлагает читать «просто всё»: «Я получаю такое наслаждение, когда его читаю! Мне кажется, это последний писатель, который описывал абсолютно нормального человека. Может, это странно звучит, но он описывал человека без каких-то психических отклонений. Я отдыхаю душой, когда его читаю».

Напомним, что творчество Льва Толстого считают мостиком между романом XIX века и литературой XX века. Он повлиял на развитие европейского гуманизма, а идеи, высказанные в его текстах, до сих пор становятся причиной горячих споров.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments