«Чайка» уже писала о том, что даугавпилсская группа Varang Nord (Северный варяг) заняла первое место на крупнейшем в мире конкурсе для начинающих метал-групп Wacken Metal Battle, который проходит в Германии. Фронтмен группы Максим Попов рассказал о том, как группа из студийного проекта перешла к живым выступлениям, о том, как проходил конкурс, и о том, почему метал-музыка в Даугавпилсе теряет популярность.

Расскажите о появлении группы, как всё началось?

Читай нас в Telegram

Группа собралась в 2014-м году. Я позвонил Артёму Курицину (гитара) и сказал: «Слушай, есть такая идейка, играть фолк-пэган-викинг метал». На что Артём сказал: «Можешь не продолжать – я согласен». И мы начали искать музыкантов. У меня в друзьях оказалась Лена (Елена Кальниш – аккордеон, — Прим «Чайки»). Я написал ей: «Не хочешь играть такую-то музыку?» Лена пришла попробоваться, послушала нас, ей все понравилось, согласилась. И 4 июля сформировался уже состав, с которым можно было работать над первым EP –

«Огни севера» (Extended Play — мини альбом). В ноябре того же года мы его издали.

Также мы были в поисках лейбла. Первый, который мы нашли, был Киевский «Metal scrap», он и начал издавать наш альбом. Дальше я предложил своему старому соратнику Ярославу Соколову, который в «Балагурах» был на бас-гитаре, играть на второй гитаре. Потом я предложил Айгару (Айгар Зейза — ударные), и в 2015-м году, где-то в начале января сформировался полный концертный состав, мы начали работу над полноценным альбомом под названием «Хозяин леса» . Альбом издали 8 декабря в 2015-м году (Елена отмечает, что на её день рождения).

Айгар Зейза (ударные) и Елена Кальниш (аккордеон), группа Varang Nord
Айгар Зейза (ударные) и Елена Кальниш (аккордеон)

До этого группа была студийная?

Да, изначально даже идея была такая с Артёмом, поэтому мы состав не особо и искали, у нас было 3 человека: я, Артём и Лена, как чисто студийный проект. Потом мы решили, что надо его развивать, ориентируясь на концертную деятельность. В 2015-м году, 4-го июля, в клубе «Melna piektdiena» был наш первый концерт, и за год мы сыграли концертов 6-7: Рига, Каунас, Вильнюс, сейчас уже всё не припомнится.

Тяжело было набирать состав, искать музыкантов, подходящих по уровню? Был ли кастинг?

Кастингов не было: у тех, кого приглашал, я чётко видел будущий рост. Айгар в себе сомневался, я его пригласил, а он мне: «Не могу понять, чего ты меня позвал, я не могу сыграть эту музыку». А я говорю: «Потерпи, потренируйся, и ты сможешь». Ну, Айгар рос, рос, рос, и теперь смотри, как человек играет!

Айгар Зейза (ударные), группа Varang Nord
Айгар Зейза (ударные)

Почему именно такой жанр? Только из-за интереса, или вы изучали западную сцену, смотрели, что модно?

Не совсем изучали, просто играли то, к чему сердце лежало. Я всегда любил «эпик», всегда любил что-то героическое, фолк-битвы. И поэтому у меня родилась такая идея, сделать что-то более «северное», ближе к нормандской, германской мифологии. Мы много консультировались с даугавпилсскими реконструкторами, занимавшимися 9 веком. Нам говорили, что было много стоянок викингов, которые плыли здесь через Даугаву и в Латгалии основались. Идея взята в основном из этого. 

Вы (Максим) уже не первый раз на Фестиваль катаетесь. Чем отличается этот год от предыдущего, кроме, конечно, состава групп?

Тем, что фестиваль постоянно растёт. Растёт в таких масштабах, что это просто неописуемо. Появляются новые сцены, фестиваль совершенствуется. Только представь – фестиваль задолбало, что посетители ходят в городок в Lidl, и они смогли себе позволить построить на 110 000 квадратах супермаркет, как «Maxima XX», и на фестивале его поставить, чтобы люди могли спокойно на месте ходить по этим же ценам в магазин. Просто на фестивале пиво стоит 4 евро, плюс стаканчик еврик – 5 евро за 0,4. В магазине ты мог купить 0,5 пива за 0,89.

А проблему логистики в плане пива фестиваль решил так: они построили себе пивопровод. Потому, что фестиваль проводится в таком месте, где рядом два моря и постоянные дожди всё поле размывают, грузовикам сложно пробираться. И вот. Потратили на пивопровод 2 миллиона: теперь машина подъезжает, это всё сливают и подают свежее пиво на концерт. 

И всё это нужно только на четыре дня в году?

Не совсем. Они проводят сейчас и зимний Wacken, уже который год подряд, хотя место чуть-чуть другое, уже в самом городе, а не на поле.  Но он закрытый, закрытые сцены, и там играют только викинг-пэган-фолк метал. 

Думаете туда поехать?

 Да, были переговоры после нашего концерта сразу же, и я думаю, что мы будем над этим работать.

Билеты тоже надо покупать участникам?

Нет. Если ты конкурсант, то ты дорогу сам себе оплачиваешь, а билеты, еду и выпивку тебе предоставляют в бекстейдже, где все группы находятся. Там можно находиться все четыре дня фестиваля.

Ночёвку тоже предоставляют?

Нет, есть VIP-кемпинг, куда можно пригнать свой автобус или поставить палатку. VIP-кемпинг только для прессы и для групп. Но если это группы уровня, скажем, Slayer, то, естественно, у них другие условия – отели на территории «вакена».

Когда гуляли по бэкстейджу, кого-нибудь из известных музыкантов встречали?

Всех.

Общались с кем-нибудь?

Ты знаешь, музыкант настолько загружен, что не всегда самому хочется: мы, как музыканты, например, прекрасно понимаем, что это такое: мы выступили, хочешь посидеть один, за голову взяться, пива попить. И так же, как не хочешь, чтобы приставали к тебе, не хочешь и сам приставать к другим людям, потому что они тоже отдыхают. Конечно, кто-то из нас подходил фотку сделать, но особенно никто не лез. Да и не нужно, они – обычные люди.

Все четыре дня что-то происходило, что-то надо было делать?

Во-первых, готовиться эмоционально и физически, потому что наш концерт был назначен на второй день фестиваля, когда мы играли на Wacken Metal Battle. В первый день, конечно, хочется все оббегать, а масштабы фестиваля – по два километра туда, туда, туда – огромные. Выступили на концерте, потом вся эта беготня. На третий день отдыхали и смотрели группы, на четвертый день уже было объявление результатов с двух до трёх, и тогда тот, кто выиграл, должен был играть полный сет на средней сцене, которая называется Wasteland, недалеко от викинг-городка. Там интересно так сделано – все в стиле «Mad Max», там актёры ходили, на машинах таких ездили, как из «Mad Max». Когда мы играли, на сцене бил огонь на 10-15 метров. Было круто.

Это самое, наверное, запоминающееся выступление было?

Да, и первое, и второе, честно говоря. Не могу выделить, какой концерт был лучше, потому что они оба были шикарными на мой взгляд.

Слушали другие группы на фестивале, конкурентов?

Да, конечно, я пытался как можно больше послушать групп, и я могу сказать, что это «монстры» просто.

Какой группе вы отдали бы первое место?

Я бы отдал украинской группе «Чумацький Шлях», потому что они были очень интересные, у них было такое шоу – я стоял, открыв рот. Они не совсем тяжелый металл играют, но интересный, модерновый такой фолк, хард…

У них классная стойка микрофонная, как железный заячий череп, только с рогами. И больше всего меня впечатлило – я на видео видел, что это отдельный человек у них на флейте играет в этой маске. А тут я увидел – они вынесли стойку, на стойке висела эта маска, и вот у них интро, у маски глаза загораются красным цветом, из-под неё дым идёт, и в определенный момент вокалист уходит за стойку, дым рассеивался, а у него уже на лице эта маска, и он играет… Я посмотрел по движениям, очень похоже, как на видео, что я смотрел. Я у него потом спросил, они сказали, что это их фишка – все думают, что это отдельный человек. Раньше так и было, а теперь вокалист играет две роли на сцене, и это безумно круто.

Сама публика в Латвии, в России, европейская, она отличается?

Да, везде тебя встречают как-то по-разному. Не знаю почему, но мне больше всего публика понравилась во Франции, Литве, и сейчас, когда мы выступали на «вакене». Там люди интересные – они особо не знают, ни кто ты, ни что ты из себя представляешь, но ты выходишь, как суперзвезда – все уже визжат, орут, круто!

Есть какой-то ритуал перед выступлением, чтобы поднять боевой дух?

Конечно! Мы все собираемся в круг, как перед битвой. Лидер говорит всем боевые слова, и выходим, чередуемся каждый.Обязательно поорать для эмоций надо. Знаешь, как в спорте. Перед выходом на сцену надо зарядить себя по полной для адреналина.

Группа Varang Nord
В студии группы Varang Nord

Чем ваше выступление на фестивале выделялось?

Я не могу выделить, что мы были лучшие. Я повторюсь – там играли такие монстры… Группы играли так круто, что они выглядели сильнее банд, играющих по 20 лет. Но опять же, я выделил такую особенность – хоть они крутые и классные, но чем они отличаются от всех остальных групп? Ничем! Литовцы Awakening Sun жарили просто круто, но опять же, это тот же mosching head (музыка, для того, чтобы трясти головой), то же повторение, тот же клон, и отличились они только тем, что круто играют.

Особенность Varang Nord была в том, что мы были не такие, как остальные 30 групп, и поэтому нас сразу выделили. Сыграло многое: дикая подача, костюмы, театральность. Я неоднократно говорил в интервью, что Varang Nord – не только музыка, но ещё и театр – чтобы вы пришли и насладились полномасштабным шоу.

На репетиции отдельно тренируете хореографию?

Конечно, потому что я помню слова Паши Питона из группы Disease. Когда мне было 15 лет я ходил на рок-кафе, он давал интервью. Ему задали вопрос: «Паша, а ты тренируешь эту «мельницу», что ты головой делаешь?» Он говорит: «Естественно, я на репетициях это отрабатываю, потому что невозможно прийти на концерт, и сразу трясти головой и сыграть идеально». Это факт. Конечно, есть какие-то движения, где мы с Данилой (Даниил Лопуха – бас-гитара) ногу поднимаем в моментах, это мы отрабатываем. Но на концертах часто бывают импровизации, и это круто! Это и делает «лайв» особенным.

Данила Лопуха (бас-гитара), группа Varang Nord
Данила Лопуха (бас-гитара), группа Varang Nord

Сколько всего человек ехало на «вакен»?

Всего 14. Шесть человек – это состав группы (Максим Попов, Айгар Зейза, Елена Кальниш, Данила Лопуха, Вячеслав Янен, Эдвин Лазаревич), был Эрик Горник – наш техник, который нам помогает. Был Иван Вагель – он нам технически с аппаратом помог очень сильно, тоже его можно назвать техником в тот период.

«Чайка» уже разговаривала с Генрихом Барковским и с Down to heaven, и мы спрашивали: «Как вы оценивайте ситуацию с рок-музыкой Даугавпилса». Одни говорят, что все уезжают, другие говорят, что все обленились, а вы что скажете?

Во многом согласен, что люди уезжают, и я могу так сказать – посмотри на нашу молодежь, что она сейчас слушает. Ходит, а в колонках у них играет «я жую *** как бургер» (Face — Бургер). Я далёк от этой ерунды и опечален. Раньше раз в месяц проводился Chemical Reaction, раньше приобщали: приходила молодежь, которая метал никогда не слушала, попадала на концерт и говорила: «О, круто, я хочу заниматься этим». Сейчас молодежь не знает, что это такое, что такое метал-музыка. Слушает в интернете: «Нет, это не мой жанр». Но концерт – это совсем другое. Поэтому у нас в городе и умирает метал, потому что никто не хочет его развивать, к сожалению.

И что, шансов нет?

Конечно есть. Надо построить среднюю концертную площадку, проводить концерты, хотя бы раз в два месяца, приглашать сюда хорошие группы. Ну Artillerijas pagrabi этим занимаются, но опять же –  у них не масштабная сцена, и ты не можешь разобрать качество самой группы. И поэтому у нас народ не занимается этим, не хочет заниматься.

Да и молодежь, другая стала. Я помню себя в 15 лет – я честно говорю, я так болел этим. У меня была гитара, я хотел развиваться, развиваться, развиваться. А наша молодежь – поиграют на гитаре и: «Ай, ну его, мне это больше не надо». Ну и в целом, можно аналогию провести – как «Банзай», последняя площадка, что была, развалилась, с тех пор стало все загибаться. Пробовали делать в «Ренесансе», но там акустика вообще никакая. Там и сцены хорошей нет. Ну и недолго здание пустовало.  Группы намного лучше смотрятся с профессиональным светом, звуком. Тогда любая группа будет смотреться: «Ух ты, классные ребята»!

Фронтмен группы Varang Nord Максим Попов и Данила Лопуха (бас-гитара)
Фронтмен группы Varang Nord Максим Попов и Данила Лопуха (бас-гитара)

У вас неоднократно были концерты в Риге. Как в Риге с этим дело обстоит?

Хорошо. У них вообще всё отлично. Поэтому у них постоянно и группы появляются новые. У рижан немножко по-другому, я так заметил. Они собираются на 2-3 года, альбомчик выпускают, и распадаются. Потом «мутят» какие-то новые проекты. У них это на уровне хобби. Кто серьезно задается таким вопросом – их можно на пальцах пересчитать. А так… В Риге все прекрасно с этим.

Какие планы на будущее?

Огромные! Наполеоновские! Всё не перечислить. Самый главный сейчас момент – записать альбом на латгальском языке. Сколько песен, пока не могу назвать, работа только идет. Второй момент – нам как приз дали съёмки клипа в Болгарии на профессиональной студии. Дальше концерты и концерты. Поступает много предложений, пока что изучаем, что и как. Мы с Вячеславом (Вячеслав Янен – перкуссия) сравнивали нашу победу с победой в спорте. Мы любим спорт – я единоборства, а он футбол. Так вот, это – как у боксёров. Они начинают с любительского бокса, побеждают на Олимпиаде, и дальше переходят в профессионалы. Вот для Varang Nord это был тот же этап – мы взяли Олимпиаду и переходим в профессионалы. Дальше всё зависит только от нас.

Группа Varang Nord, слева направо: Айгар Зейза, Елена Кальниш, Максим Попов и Данила Лопуха
Фото: Юрий Бердников

Спортсменам нужно тренироваться. А вот как часто нужно репетировать музыканту?

Постоянно! Посмотри на группу Metallica. Несмотря на то, что у них туры длятся годами, они всегда репетируют. Нельзя сидеть на попе ровно и чего-то добиться. Как только ты не репетируешь, уровень твой теряется. Мы заняли первое место не потому, что мы такие везучие, а потому, что мы много работали. Если вы задались целью, то надо идти к ней, не опускать руки, добиваться своего, расти, делать какую-то работу над ошибками, так как ошибки есть даже у больших групп. Вчера (6 августа) Раммштайн два раза лажанули, несмотря на то, что они такая группа. Ошибки есть всегда, и всегда есть куда расти. Поэтому хочется сказать всем группам, чтобы они шли, и добивались своего, если они на самом деле этого хотят.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
6 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
trackback

[…] в создании альбома известного фолк-метал коллектива Varang Nord, инструменталист и импровизатор. Юрий Борин. Его не […]

trackback

[…] в социальной сети Facebook сообщение о том, что группа Varang Nord заняла первое место на крупнейшем конкурсе для […]

trackback

[…] понравился концерт Даугавпилсской метал-группы  Varang Nord, сыгранный ими перед поездкой на серьёзный […]

trackback

[…] церемонию наши ребята – фолк-метал коллектив Varang Nord вместе с камерным оркестром Daugavpils Simfonieta, […]

trackback

[…] музыкантов. В этом году это были фолк-метал коллектив Varang Nord, камерный оркестр Daugavpils Simfonieta (руководитель Айвар […]

trackback

[…] планах группа Varang Nord рассказала […]