Молодому пианисту и доценту Даугавпилсского университета Глебу Беляеву всего 34 года. У него необычная биография — родился в Лиепае, учился в Риге, а работает уже несколько лет в Даугавпилсе. О его нынешнем бытие и творческих задумках «Чайка» побеседовала, узнав много интересного и познавательного.
Говорят, ты неплохо говоришь по-французски. Откуда такие знания?
Мои родители — преподаватели в Лиепайском университете, филологи. Мама специализируется на русском языке, литературе и английском, папа — французском, немецком и латыни. В детстве я иногда убегал и прятался под стол, чтобы избежать уроков французского, но какие-то знания с того времени остались.
Любопытно, ты сам пришел к музыке или родители, как это обычно бывает, заставили?
К музыке я не приходил, она сама пришла ко мне в виде пианино «Рига», которое я с удивлением увидел дома, когда пришёл с прогулки. До этого меня водили на частные уроки, иногда я играл у знакомых, но тут я понял, что теперь я попал всерьёз. В музыкальную школу я тогда ещё не ходил. Почему именно фортепиано — не знаю, наверное, за какие-то грехи в прошлых жизнях.
Перефразируя Максима Горького, каковы были твои университеты?
Моё музыкальное образование началось в Лиепайской музыкальной школе имени Э.Мелнгайлиса. Не всегда было легко, иногда я участвовал в конкурсах, а иногда получал двойки и единицы, но, тем не менее, я очень благодарен своей учительнице Татьяне Волынской, за то, что она научила меня серьёзному отношению к музыке. Это очень помогло мне в дальнейшем. Также очень важна была поддержка и интерес родителей к моим занятиям. А главное, что меня заставляли заниматься дома, без этого тоже никаких успехов быть не может.
Важным моментом было и то, что у меня неожиданно появился интерес к композиции. Сочинять свою музыку мне казалось интересней, чем играть чужую. Тогда я начал заниматься композицией у Агриса Энгелманиса и Ромуалдса Калсонса, два раза успешно участвовал в конкурсах юных композиторов.
После музыкального училища мне очень повезло попасть в класс замечательного профессора Раффи Хараджаняна в Латвийской музыкальной академии. Первый курс прошёл очень весело. Я тогда увлекался тяжёлым металлом и роком и на гитаре играл гораздо больше, чем на фортепиано. А потом ещё и серьёзно сломал палец на правой руке. Но профессор проявил фантастическое терпение, подобрал мне экзаменационную программу только для левой руки, так что первый курс я продержался. А потом постепенно, опять же благодаря профессору, интерес к фортепиано опять возрос и уже к четвёртому курсу я успешно выступил в Волгограде на международном конкурсе, где в финале играл второй концерт Сергея Рахманинова с оркестром.
В магистратуре очень интересным опытом были полгода, проведённые в Вене по программе Erasmus, где я обучался в классе известного пианиста и педагога, профессора Олега Майзенберга.
Как ты оказался в Даугавпилсе?
В Даугавпилсе я начал работать в 2012 году сразу после окончания магистратуры Музыкальной академии. Моя руководитель магистерской работы Байба Яунславиете, которая работает не только в Академии, но и в Даугавпилсском университете, сказала мне, что на музыкальной кафедре нужен педагог фортепиано и концертмейстер. Решил попробовать, съездил, познакомился с деканом факультета музыки и искусств Эвалдом Даугулисом и с сентября начал работать. В Даугавпилсе до этого я был только проездом.
В университете преподаю фортепиано, концертмейстерство, камерный ансамбль и теоретические курсы, связанные с фортепиано. Также с декабря этого года стал заведующим кафедрой музыки. Кроме университета ещё работаю в Науенской музыкальной школе и концертмейстером в Даугавпилсском оркестре аккордеонистов. Работы очень много, когда меня спрашивают, как я всё успеваю, отвечаю просто: «Я не успеваю».
Великолепно. Но если честно, можешь сказать — в Даугавпилсе тебе бывает скучно? Город небольшой…
Уже и не помню, когда мне было скучно вообще, может, в детстве бывало. Сейчас как-то и скучать некогда, а если совсем нечем занятся, всегда можно поучить левую руку в каком-нибудь произведении, это никогда лишним не бывает.
В Даугавпилсе, к сожалению, не такая богатая культурная жизнь, как в Риге, но время от времени проходят интересные концерты, фестивали, выставки. В театре бывают очень хорошие спектакли. Иногда, к сожалению, не хватает времени сходить везде, куда хочется. Но этой осенью я не мог не посетить концерт, посвящённый восьмидесятилетию Валерия Гаврилина, который организовал профессор Раффи Хараджанян, и сам в нём участвовал.
Особенно запомнились произведения для фортепианного ансамбля вальс, тарантелла и марш, блестяще исполненные профессором в дуэте с гостьей из Петербурга пианисткой Надеждой Медведевой. А в прошлом году к нам приезжал известный пианист Рейнис Зариньш, тоже ученик Раффи Хараджаняна.
Из неакадемической музыки очень понравился концерт Даугавпилсской метал-группы Varang Nord, сыгранный ими перед поездкой на серьёзный международный конкурс Wacken Metal Battle 2019, который они и выиграли.
Ты бываешь по музыкальным делам за рубежом, расскажи об этом…
За последний год очень много всего было, всё и не вспомню. Но этой осенью особенно запомнились: концерт в Таллинской музыкальной академии вместе с саксофонистом Ришардом Жолендзевским, профессором Вроцлавской музыкальной академии.
С ним у нас долгое и плодотворное творческое сотрудничество, а весной вышел наш первый совместный диск.
Запомнились мастер-классы и соло-концерт, сыгранный в литовском Висагинасе в рамках семинара «Исполнение фортепианных пьес». Кроме меня там давали мастер-классы известная литовская пианистка, бывшая заведующая кафедрой фортепиано в Литовской академии музыки и театра Вероника Витайте и неутомимая организатор семинара Лейла Урманова-Внукова. Лейла также является организатором международного конкурса пианистов имени Алдоны Дварионайте. 5 лет назад я стал лауреатом этого конкурса, а в прошлом году сам был приглашён в жюри.
Также очень удачно прошёл концерт «Вершины позднего романтизма» в доме АНКОЛ в Риге, где вместе с моими студентами мы играли произведения Брамса, Рахманинова. Для исполнения вальса и романса Рахманинова для фортепиано в шесть рук ко мне и моему студенту Элгару Мурансу присоединился сам директор дома АНКОЛ Раффи Хараджанян.
Кроме того, было очень приятно исполнить с профессором шотландские танцы Дворжака в четыре руки, которые я очень давно хотел сыграть.
Да, и я был в Кении! Также много впечатлений осталось после этого путешествия в университет Масено.
Там мы с моим коллегой, пианистом Эвалдом Лазаревичем выступали на совместном концерте вместе со студентами и преподавателями этого университета. А в завершение концерта вместе с кенийцами исполнили латгальскую песню Auga, auga rūžeņa.
Если у тебя какие-либо мечты?
Мои мечты обычно сбываются, потому стараюсь мечтать осторожно.
[…] Поэтому доцент Даугавпилсского университета, пианист Глеб Беляев, с особым пиететом отнёсся к предложению его […]
[…] и знакомый многим доцент Даугавпилского университета Глеб Беляев (ученик знаменитого профессора Раффи Хараджаняна, […]