30 ноября в Латгальском посольстве «GORS» в один день прозвучало целых два концерта группы Dagamba. Музыканты представили программу нового альбома «Dagamba feat Tchaikovsky», в основе которой – идея необычного сотрудничества между разными музыкантами, раскрытие уникальных и ранее неслыханных оттенков, интерпретация известного сквозь призму современной традиции. Почему свои концерты они начинают словами «Привет, мы Dagamba, и мы играем классическую музыку», а также о турах, выборе программы и о возможном посещении Даугавпилса «Чайке» рассказали виолончелист Валтерс Пуце и пианист Дайнис Тенис.
Совсем недавно в Киеве вы играли программу предыдущего альбома – Ludwig van Rammstein. А в Латгалии – Чайковский. Часто вам доводится играть несколько программ параллельно, а не обыгрывать последний альбом?
Валтерс: Ludwig van Rammstein прозвучал не только в Киеве. В январе 2019 мы исполняли его и в Эстонии. Тур с программой Dagamba feat Tchaikovsky начался только в апреле этого года с концерта в Arēna Rīga, затем выступили в Юрмальском концертном зале Dzintari, и потом были сыграны 2 концерта в Елгаве, 3 в Вентспилсе, 2 в Резекне. Параллельно с этим, уже около 10 концертов с этой программой были сыграны в России, а 7 декабря концерт с программой Чайковского прозвучит в Лиепае.
Дайнис: Говоря о Лиепае, стоит заметить, что ещё в октябре мы играли там программу Dagamba. Vivaldi. Gadalaiki вместе со скрипачкой Мартой Рандо, которая исполняла Вивальди в привычном – академическом виде. А мы показали свой взгляд на его творчество.
Валтерс: Туры в России, Украине и Латвии происходят параллельно. И выбор программы зависит не от принципа нравится — не нравится, новый или старый альбом. Многое решает сцена, место проведения концерта. В Киеве мы играли в зале вместительностью 3 700 слушателей, поэтому, когда поступил запрос, нужно было считаться с темпами работы.
Тур альбома Чайковского вы открыли концертом в Arēna Rīga 12 апреля. Программу последнего альбома тоже диктовала сцена?
Валтерс: Именно так. Мы давно мечтали выступить в «Арене», и не секрет – это огромный зал. Стали думать, музыка какого композитора больше подошла бы для создания чего-то масштабного.
Дайнис: Сначала была идея о творчестве «Могучей кучки», но эта музыка не столь знакома слушателям. Так же и с Рахманиновым – его больше знают в академической среде. Тогда решили, что Чайковский был бы самым подходящим, ведь популярны не только его произведения, но и имя его у всех на слуху. Исполнять музыку со сцены Arēna Rīga – огромная ответственность. Особенно, для инструментального коллектива, который не звучит на радио.
Валтерс: Выбор себя оправдал. «Арена Рига» была переполнена – нас услышали тогда около 7 тысячи зрителей. Чайковский прозвучал должным образом.
Исполнять музыку великих композиторов – одна из особенностей каждого вашего альбома (а их всего 5). И названия необычные. Но в этот раз в названии появилось и имя группы. Это намеренный выбор?
Валтерс: В названии последнего альбома Dagamba очень значимо слово featuring. Оно означает сотрудничество. Не обработки, не каверы, а сопоставление. Работы Петра Ильича Чайковского сочетаются с оригинальной музыкой группы, переступая классические стандарты и делая возможным то, что представляется невозможным.
Дайнис: Так, в конце альбома Валтерс и Антон играют оригинальную тему П.И.Чайковского, аранжированную для двух виолончелей и по количеству оригинальных произведений Dagamba данный альбом – самый насыщенный.
Все участники группы – представители академической музыкальной среды. Как вы решили не ограничиваться лишь этими рамками? Тяжело было начинать?
Валтерс: В академической среде – это запретный плод. Это не то, чему учат преподаватели музыкальных школ. Мы смотрим на классические хиты, ломая законы привычной их интерпретации. Мы не хотим, чтобы классическая музыка была статичной и к ней утратили интерес. Да, она как музей, но согласитесь, даже в музеях меняются экспозиции.
Дайнис: Мы предлагаем новое звучание монументальных произведений, но в то же время с уважением относимся к творчеству великих композиторов.
Это то, что в вашем деле привлекает вас самих. Но ведь ваши концерты посещают столько людей! Концерт в GORS изначально был задуман только один, а в итоге вы играли дважды. Билеты в Лиепае все распроданы уже месяц назад. Как думаете, чем вы интересны слушателям?
Валтерс: Мы в доступном виде доносим публике то, что им уже давно хорошо известно. И аудитория, действительно, широкая и по возрасту, и в плане музыкальных вкусов.
Дайнис: А ещё нам нравится выносить академическую музыку на такие сцены, с которых её обычно не услышишь. Люди такого не ожидают и всегда приятно удивлены. Например, на фестивале Positivus вместе с камерным оркестром Sinfonietta Rīga мы исполнили «Танец рыцарей» из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта». Слушателям понравилось.
Валтерс: А в Эстонии играли на металл-фестивале. Было волнительно, ведь выступали наряду с ярыми рокерами, но металлисты оценили звучание классики в «утяжелённом» виде.
Часто вас спрашивают, чем отличается публика Латвии, Украины и России. И нередко подчёркивается момент «холодного менталитета» латвийской аудитории…
Валтерс: Мы очень много думали над этим вопросом, почему публику Латвии считают такой интровертной. Да, мы севернее, чем многие славяне, однако, южнее, чем скандинавы. Но, например, в той же Финляндии, Норвегии люди более открыты, несмотря на стереотипы о «суровом севере», викингах и подобном. Дело не в климате. И вот, вспомнилось, что ещё в 80-е годы поведение слушателей на концертах строго регулировалось, излишняя экспрессия была неуместна. Думаю, это осталось в нас.
А была ли какая-то особенная реакция на ваше творчество?
Дайнис: Вспомнился случай на одном из концертов с программой «Рамштайн», когда одна дама пришла на концерт, видимо, не осознавая до конца, что ей предстоит услышать. До начала мероприятия она купила диск, а после выступления в слезах пришла к нашему менеджеру, чтобы вернуть диск обратно.
Валтерс: Дело в том, что в конце мы играли «Оду к радости» из 9 симфонии Бетховена. А в нашей версии этот финал уж очень активный, может даже показаться агрессивным. Женщина была глубоко огорчена и не могла принять такого обращения с музыкой великого гения.
Дайнис: Но знаете, даже такая реакция для нас многое значит. Неистовство, отвращение – да, это тоже эмоции. Главное, чтобы никто не оставался равнодушным.
Вы отмечаете, что играть для публики в Латвии сложнее, её тяжелее «растопить».
Валтерс: Да, за рубежом приём более тёплый, и на это есть свои причины. Во-первых, в мире мало подобных коллективов, играющих таким нетипичным составом. Плюс, оригинальный репертуар тоже влияет на настроение публики. А ещё, в мире о нас знают не так много, как в родной стране. Здесь мы весьма известны. Но вместе с популярностью растут и требования публики к нам.
Дайнис: Для нас задача – покорить родную публику, удовлетворить этот высокий уровень. И поэтому мы делаем немножко наоборот – сначала обыгрываемся на международной арене, а уже потом — в родной стране. Здесь мы конкурируем сами с собой, и от нас всегда ждут нового, оригинального, свежего. Мы стремимся развиваться.
1 декабря Дайнис играл концерт вместе с Sinfonietta Rīga. А среди зрителей видела Валтерса. А какие вы зрители и с какой целью приходите на концерты?
Дайнис: Я хожу на концерты, чтобы понять, в какой точке развития нахожусь. Это порой нелегко – осознать и принять, что в чём-то отстаёшь, но зато очень стимулирует идти вперёд. Абсолютно всё равно, на какой бы концерт ни пошёл, самое главное – он должен быть качественным. Я не должен думать о проблемах исполнителя, если у него, скажем, не отточена техника или не до конца освоен репертуар. Хочется наслаждаться музыкой и раскрывать уникальность исполнителя.
Валтерс: Когда слушаю других виолончелистов – включается мой «академический критик». Поэтому, наверное, немалая часть музыкантов не посещают концерты друг друга. На концерты популярной музыки смотрю больше с точки зрения качества шоу. Но считаю, что любые концерты стоит посещать, чтобы учиться и вдохновляться. Так же и с театром, кино… Я всегда думаю о произведении как о фильме, с его сюжетной линией. Например, на создание композиции предыдущего альбома Black Moon вдохновил фильм Gold, в котором использована музыка Дэниела Пембертона. А в последнем концерте, где играл Дайнис, мне настолько понравилось произведение Платона Буравицкого, что фрагмент я даже записал на телефон.
Дайнис, а что вдохновляет тебя?
Дайнис: Визуальное искусство, живопись. Очень вдохновило посещение музея фотографии в Швеции, его я посещал дважды. Ещё вдохновляют запахи. Трудно сказать, что в большей степени вдохновляет. Даже повседневная рутина может вдохновлять.
Валтерс: Соглашусь насчёт вдохновения каждый день. Мой телефон за последние годы стал хранилищем вдохновения. Туда сохраняю всё, что меня «зацепило». Очень много фото. Как архивист храню их на случай, если вновь захочу рассмотреть или вдруг понадобится идея для обложки альбома.
Обложка последнего альбома очень креативная. Откуда почерпнули вдохновение?
Дайнис: Не поверите, в Музее искусства, где снимали клип. Хотя идея обложки альбома с музыкой Чайковского продолжает детскую стилистику Ludwig van Rammstein. Если открываете альбом — мы словно выскакиваем наружу. Как в детский картонных книжках с 3D эффектом, когда на страницах оживают фигурки персонажей – героев историй.
Валтерс: И мы разукрашены. Не хотелось что-то чересчур серьёзное. Мы и сами дети в какой-то степени, только вместо конструктора играем с нотами, собираем музыкальный материал.
Говоря о детстве, есть ли такой сувенир — игрушка или воспоминание, который вы храните до сих пор?
Валтерс: Я оглядываюсь на свою жизнь достаточно кинематографично. Для меня каждый этап – как отдельный эпизод. Главный лейтмотив – конечно, музыка.
Дайнис: У меня есть сувенир… Это конфетка, которую мне после хорошо сыгранного зачёта по фортепиано в 5 классе подарила моя учительница музыки. Не знаю, что там ещё осталось от этой конфеты, но она неприкасаема. Для меня это первый символ моих успехов в музыке.
Весьма необычный символ. А ритуалы? Есть у группы свои традиции?
Валтерс: Следуя общим тенденциям, делали со сцены селфи в конце выступления. Но это быстро стало неинтересно нам самим, захотелось чего-то своего. Теперь, если вы следите за нами в сетях, можете увидеть gif анимации с концертов – мы начинаем волну руками, а слушатели в зале её подхватывают. Это один из «свежих» ритуалов.
Дайнис: А изначальная традиция — это когда, перед выходом на сцену, мы возлагаем наши ладони одна на другую и энергично выкрикиваем «ХУ», что в переводе с иранских диалектов означает «бог». Это очень заряжает.
Валтерс: эту традицию ввёл Хамид (Хамидреза Рахбалалам), наш перкуссионист, который вместе с нами уже пять лет.
Дайнис: А ещё мы всегда начинаем наши концерты с приветствия «Привет, мы Dagamba, и мы играем классическую музыку». Все это обычно воспринимают как шутку. Но и в завершении мы всегда говорим: «Спасибо, что посещаете концертЫ классической музыки». Это своего рода призыв посещать не только наши, но и другие концерты академической музыки.
А в прошлом году вы были в Даугавпилсе. Что можете сказать о нашем городе?
Валтерс: Даугавпилс – большой город! Люди очень отзывчивые и очень открытые. Мы играли на сцене в парке. Было удивительно приятно видеть, что столько людей пришли послушать, что информация о нас разлетелась так быстро. И публика очень тепло нас приняла.
Дайнис: А я, как любитель визуального искусства, остался в восторге от Центра Ротко и, как мне кажется, даже Риге такого не достаёт. Это достойный музей высокого уровня!
Валтерс: Пока не довелось только сыграть в одном из ваших концертных залов.
В феврале в Даугавпилсском Олимпийском центре пройдёт концерт – церемония награждения Muzikālā Banka. Думая о потенциальном месте проведения концерта в нашем городе, считаю, эта арена подошла бы для вашего коллектива. Что думаете?
Валтерс: В Олимпийском было бы неплохо выступить, но нам важно, чтобы концерт посещали. Особенно, если речь идёт о больших сценах. И для начала хотелось бы узнать публику поближе, например, выступив летом на открытой площадке.
Значит ли это, что летом 2020 Dagamba выступить на главной площади Даугавпилса в рамках праздников города?
Валтерс: На данный момент мы как раз думаем об этом, но пока не будем давать точный ответ.
Тогда – Ваши пожелания нашим читателям и вашим слушателям!
Валтерс: Даже когда вы думаете, что находитесь в каком-то тумане, не отчаивайтесь и делайте! Будет вложено много сил – любое дело просит физических, моральных вложений. Но если вы верите в свою идею и боретесь за неё, всё точно получится!
Дайнис: Желаем после прослушивания наших альбомов, посещения наших концертов и прочтения статьи зарядиться мотивацией и послушать оригиналы произведений классической музыки, а ещё лучше, посетить живой концерт академической музыки!
[…] «Мы давно мечтали организовать межжанровый фестиваль. Выступая за пределами Латвии, мы познакомились со множеством интересных музыкальных коллективов, которые обязательно пригласим выступить на фестивале в ближайшие годы», — говорит Валтерс Пуце, автор идеи фестиваля и основатель Dagamba. […]
[…] предложение — спеть им на нашем фестивале с группой Dagamba. Это академические музыканты, виолончелисты, […]
[…] DAGAMBA — это коллектив с огромным опытом, на сцене […]
[…] Раймонда Паулса и Иветы Апкалны, концерт группы DAGAMBA и оркестра Sinfonietta Rīga, джаз от трио Čudars/Auziņš/Arutjunjans и […]