Эдийс Залакс — штатный артист ведущего латвийского театра «Дайлес», выпускник легендарной школы-студии МХАТ. Он живёт и работает в Москве и в Риге, а также в театре «Йорик» в Резекне. А чуть более десяти лет назад он был жителем родного Екабпилса, ездил заниматься спортом в Ливаны… А в апреле Эдийс везёт в Ригу и Даугавпилс на гастроли одного из своих учителей — знаменитого Константина Райкина.
Эдийс, как началась твоя московская эпопея?
Я родился в Екабпилсе. Закончил учёбу в двенадцатом классе и буквально на следующий же день уехал в Москву, чтобы поступать в школу-студию МХАТ. И поступил, выдержав конкурс в 400 человек на место!
Мощно! Как так получилось?
Я себя помню лет с четырех и уже тогда сразу знал, что стану артистом, вот так. При этом никогда не ходил в театральные кружки или ещё куда-то. Я больше спортом занимался, кикбоксингом, ездил в Ливаны, где находится лучший клуб Латвии. А по окончании средней школы я решил идти учиться на актёра и сразу же выборал самое лучшее предложение, которое вообще в жизни существует. Я посмотрел, какая самая лучшая в мире актёрская школа и понял, что это школа-студия МХАТ. Я целый год готовился к вступительным экзаменам, узнал что нужно прочитать три стихотворения, три прозаических произведения, а ещё песни, танцы…
Среди членов экзаменационной комиссии были все ведущие педагоги (Золотовицкий, Земцов, Рыжаков), в том числе и Олег Павлович Табаков, царствие ему небесное. Были педагоги по речи, пластике — все. Могу сказать, что я одновременно на всякий случай сдавал экзамены и в ГИТИС, я и туда попал.
Чем ты взял именитое жюри?
Трудно сказать. Они, наверное, рассмотрели во мне некую личность, индивидуальность. Хотя… мне было всего 18 лет. Я был такой, какой я есть — наверное, несколько дерзкий, наглый и особенно ничего не стеснялся. Я был открыт. Ну, они тоже что-то и просчитали, возможно, потому что как раз комплектовали курс и набирали различные типажи, чтобы не были все одинаковыми. Наверное, это и большая лотерея… У одного моего однокурсника была история, что вместе с ним проходил другой парень, и было трудно выбрать, кто из них лучше. И тогда просто бросили монетку…
А акцент у тебя был?
Самое любопытное, что я и русский-то практически не знал! Русский язык я хорошо выучил уже во время учебы в Москве.
Получается, что надо быть целеустремленным, чтобы все получалось?
Ну, всё не получается, но надо ставить перед собой высокие планки. Всегда хочется быстрее, выше и дальше.
После этого в резекненском театре «Йорик» я играл как приглашенный артист, работаю в Москве, но вообще-то с 2014 года я штатный артист театра «Дайлес». У меня здесь было шесть спектаклей, но после того, как в Москве у меня родился второй ребёнок, и появилось много предложений работать в кино, я оставил за собой в Риге два спектакля («Пролетая над гнездом кукушки» и «Реально плохие парни»). И теперь постоянно летаю туда и обратно.
Что дальше?
Мне 28 лет и я «ужасаюсь»: «Господи, совсем скоро уже тридцать»… И чего же я хочу в жизни достичь в ближайшие лет пять? Наверное, хочу финансовой независимости. И высокого уровня в профессии. И хочу быть в профессии, и чтобы в моей профессии меня окружали лучшие! Чтобы приглашали. Вот, например, с Михаилом Барышниковым хочу сделать какой-нибудь спектакль. Как и Алвис Херманис сейчас с ним работает…
Все артисты мечтают в твоем возрасте сыграть Гамлета…
А я не мечтаю. Я сыграл сейчас Отелло в одноименной трагедии в «Йорике» и думаю, надо постараться отвезти этот спектакль на показ на знаменитый фестиваль в Авиньоне. Спектакль поставил очень хороший режиссёр из Москвы Антон Киселёв. Играем раза два в месяц — смотрите.
Почему тебя привлекает работа в театре в маленьком латгальском городке?
Потому что там очень хороший сейчас художественный руководитель Илья Бочарников, который, кстати. тоже закончил школу-студию МХАТ. И у нас один учитель был. Вот Илья закончил обучение, и я сразу к нему пришёл несколько лет назад. Он как раз начал строить свой театр и ему нужна была помощь, а мы со времен учёбы дружим. Ему нужны были профессиональные актёры, и он меня пригласил. Мне понравился материал и актеры — многие в «Йорик» приезжают из Риги, из Национального театра, например, или из Валмиерского драматического театра.
Так что о Гамлете не мечтаю, но хочу сыграть, например, такую роль, как Аль Пачино в фильме «Запах женщины», он играет там слепого. Вот примерно такой образ хочу исполнить или что-то вроде, как герой в недавно вышедшем на экраны фильме «Джокер». Образ человека, у которого несколько иное внутреннее мироустройство — понять его, почувствовать.
А как ты встретился с Константином Райкиным?
Когда я учился на первом курсе, он преподавал на втором. Но всё равно часто пересекались. Мы ходили смотреть экзамены его учеников, они приходили к нам. А потом я увидел первый спектакль с участием Константина Аркадьевича в постановке Юрия Бутусова — «Король Лир», меня он просто потряс. Я был тогда на втором курсе, и это было первое по-настоящему сильное театральное впечатление в моей жизни. Я потом этот спектакль привозил на гастроли в Ригу. Он высокого уровня профессионал, и у него только учиться и учиться — отношению к театру, к профессии, уважению, дисциплине. Невероятный трудоголик. Когда я смотрю, что уже столько лет он, как и тот же Барышников, выходит на сцену, и это не становится для него рутиной — это придаёт сил мне самому.
В 2020-м году ты снова привозишь в Ригу Райкина, а также и в Даугавпилс?
Да, 16 апреля у Константина Аркадьевича будет вечер в рижском «Сплендид паласе», а 17 апреля он выступит в Даугавпилсском театре. В Даугавпилсе Райкин не был лет двадцать, и когда я ему предложил выступить в этом городе, он был искренне рад. Он же Латвию очень хорошо знает. Здесь, в Риге, родился его великий отец, да и сам Константин Аркадьевич родился в Юрмале.
Причём, это будут две разные программы. В Риге он представит моноспектакль «Самое любимое», в котором рассказывает о себе, об отце, о близких. А в Даугавпилсе покажет программу «Над балаганом небо», в которой будет уже больше фрагментов из спектаклей и поэзия.
У тебя ещё и талант продюсера! Учитывая, что привозил в Латвию и Сергея Безрукова.
Да, как-то так получается… В принципе, не так легко уговорить на гастроли артистов такого уровня. Должно быть для этого время и доверие. Я привозил театр «Сатирикон» в Ригу, труппу сорок человек, и Райкин мне благодарен, потому что всё прошло успешно и это было как раз то время, когда шла реконструкция его театра и труппе просто необходимы были гастроли. После этого уже не только я начинаю предлагать, но и мне предлагают: «Давай поработаем вместе!».
Получается, что ты половину времени проводишь в Латвии, вторую — в Москве?
Да. В Москве у меня много кинопроб, а кроме того в пределах Москвы работаю с эстрадной певицей Полиной Гагариной, как продюсер. Дело в том, что директор Полины Гагариной мой очень хороший друг… Меня иногда спрашивают, где теперь мой дом, и мне трудно ответить на этот вопрос, потому что я постоянно перемещаюсь… У меня жена русская, а двое детей говорят на двух языках, потому что супруга с ними общается по-русски, а я по-латышски. И уже к английскому приступили…
После всего этого что тебе нравится в небольшой Латгалии?
В первую очередь, мне нравятся люди, которые там живут. У меня в Прейли очень хорошие друзья, и я постоянно к ним езжу в баню попариться. И люди, в общем-то, открытые. В Латгалии душевно, там свои!
[…] начала скажем, что Эдийс знаком с Константином Аркадьевичем. Эдийс закончил […]
[…] благодарит организатора гастролей Эдийса Залакса за организацию […]