Каток Inbox Ledushalle в Пиньки, 3 часа 30 минут. Идёт тренировка. Группа детей выполняет элементы, а регулирует происходящее их любимая тренер Ольга Николаевна. Ольга Нечаева — мастер спорта по танцам на льду, выступала за Латвию на международных соревнованиях, работала со знаменитыми фигуристами. Сейчас её воспитанники — не только обычные ребята, но и дети с тяжёлыми диагнозами. Ольга хочет дать каждому шанс и показать, что мир открыт. И что важнее сам процесс, чем титулы и призы. Ведь занятия фигурным катанием – отличная реабилитация, помогающая детям избавиться от боли и страха, а главное – почувствовать себя полноценной частью общества, ощутить свою значимость. Больше о своём деле Ольга рассказала «Чайке» лично.
Ольга, как вы решились работать с особенными детьми?
В 90-е годы начиналось новое время. Уже тогда я взяла паузу (сама не каталась), но на тот момент не хватало тренеров. В 1999 году я первая открыла в Риге частный клуб по фигурному катанию и поставила цель — за 10 лет подготовить пару на Чемпионат мира. И мы туда попали уже через 9 лет. Особенные дети – неожиданный для самой себя поворот в судьбе.
Однажды проводила мастер-класс в Лиепае, и во время него ко мне подошёл мальчик Денис. У него были очевидные проблемы со здоровьем, но я видела в нём огромное рвение и желание. Не смогла отказать. С Денисом мы стали работать спокойно, не на результат, а просто – для себя, для удовольствия. Он проявил огромное упорство. И интересно, что он мог упасть на асфальте, а вот на льду – никогда.
Но ваш первый ученик был не с синдромом Дауна, верно?
Да, не с синдромом. На одном из отчётных катаний я попросила разрешения родителей Дениса озвучить его диагноз. Они не были уверены, но согласились. ДЦП. К чему это было нужно? Я хотела, чтобы родители не боялись, не прятались и приводили детей, больше ими занимались. И это помогло – люди стали приходить.
Первый мальчик с синдромом – Саша. В первый год долго привыкал, мог просто стоять на льду и улыбаться. Но в 2018 году он взял бронзовую медаль в Петербурге. Родители очень волновались, как он перенесёт дорогу, но я просила дать ребёнку шанс. И рада, что родители Саши оказались отзывчивыми.
Чемпионаты, катания, смотры. Это же не то же самое, что обычный спорт или паралимпийские игры?
Нет, в программе паралимпийских игр нет фигурного катания. Но есть программа Special Olympics для людей с ментальными проблемами. Эта ассоциация существует уже 30 лет. А информации настолько мало… А ведь у нас есть особенные пловцы – в прошлом году команда из 20 человек привезла призы! А люди не знают…
Действительно, подобной информации у нас очень мало. Расскажите подробнее о программе Special Olympics.
В программе «Олимпикс» есть 4 уровня. На определённом этапе подготовки есть 5-7 обязательных к освоению и выполнению элементов. Но! На соревнованиях нельзя демонстрировать элементы высшего уровня, если заявлен на более низкий. Например, вас могут дисквалифицировать, если на втором уровне вы покажете ласточку (она входит в элементы третьего), а не цаплю.
Кстати, сделали ещё одну среднюю категорию – между проблемами опорно-двигательного аппарата и ментальными отклонениями. Например, в ней могут участвовать люди, перенёсшие инсульт. Такая программа существует уже с 2018 года.
А в Латвии будет что-то подобное проходить?
Да, как раз 7-8 марта в Озолниеках пройдут соревнования, где мы впервые представим группу с особенными детьми.
Расскажите, как вы работаете? График, особый подход к таким детям?
Я не делю по диагнозам. Скорее, это принцип «обучаемый – необучаемый». Работаем с такими детьми по той же программе, как и с обычными. Другое дело, что нужно их любить и действительно желать помогать им и работать с ними. Этим детям нужно чуть больше свободы, паузы на игру или отдых. Но знаете, ведь они очень стараются и очень требовательны к себе. Например, даю задание присесть 10 раз. Здоровые детки еле-еле выполняют эти 10 приседаний, а особенные присядут и 20, и 50 раз. Они всегда стараются доказать — «мы на многое способны».
Продолжительность тренировки – час. Я работаю в Риге и 2-3 дня в неделю – в Лиепае. Знаю, сколько средств требуется для реабилитации особенных детей, поэтому занятия бесплатные. Другое дело, мы очень зависимы ото льда, и спасибо родителям, благодаря которым мы можем его арендовать, и отзывчивым владельцам спорт-комплексов, которые предоставляют эту возможность кататься. Наши главные «площадки» — Inbox Ledus Halle и каток в Марупе.
Сколько у вас учеников? Сколько среди них с СД?
Сейчас у меня группа – больше 20 человек. Детей с синдромом – 5.
Вы уже рассказали о Саше, а могли бы поделиться немного и о других? Одна особенная девочка сегодня очень хорошо каталась – и сама, и даже в паре с мальчиком.
Это Орнелла – моя вторая солнечная ученица. Занимаемся мы уже 4 года. На лед её привела бабушка, спортсменка в прошлом. Поначалу она не говорила совсем и первые шаги на льду делала со стульчиком. Сейчас ей 11. Два года назад мы Орнеллой поехали в Финляндию на соревнования «Приз Санта Клауса». А подразделения на группы там не было, и она откатала программу со взрослыми девушками – 17-20 лет. И представляете, ей дали серебро! А ещё, с тех самых пор там есть подразделение на возрастные группы.
Орнелла катается как одна, так и в паре. Её партнёр по танцам на льду – Марк, абсолютно здоровый мальчик. Он, кстати из Даугавпилса! И сам проявил инициативу кататься с Орнеллой.
В Лиепае тоже особенная девочка – Вика. С ней мы работаем уже два года, и она тоже делает успехи.
Заметила, в конце тренировки вы дали детям по конфетке…
Да, у меня есть такое правило, в конце тренировки – «приз-сюрприз». Тому, кто хорошо позанимался. Они не всегда бывают, но дети спрашивают: «Оля, а приз-сюрприз сегодня будет?». И если есть, стараются ещё больше.
Что вы подметили за годы работы в отношении к таким особенным людям?
Время поменялось. Раньше можно было услышать претензии, мол «зачем таких детей выводить на лёд». Сейчас , напротив, тема стала более открытой, отношение стало добрее. Я очень рада, что и «Чайка» проявила интерес к актуальной проблеме.
В Эстонии уже есть школа, в которую приводят и простых детей, и детей с проблемами, но с сопровождающим лицом. Это отличная интеграция, ведь дети-то обучаемы!
Сама всегда говорю родителям – приводите ваших детей! Не прячьте их, не лишайте возможностей! Дайте им шанс жить полноценной жизнью.
Каждый человек – планета. Каждый особенный. А эти дети учат нас быть добрее. Это шанс для нас самих.
Если вы захотите помочь клубу, то вот реквизиты:
SIA TVIZZLS, Reg.Nr.50003467791, Anniņmuižas bulv. 84-60, Rīgā LV-1029, SWEDBANK, HABALV22X, LV06HABA0001408053571. В цели платежа укажите «пожертвование» (ziedojums).
А если захотите побольше узнать о тренировках и лично назначить встречу, почта Ольги Нечаевой — [email protected]. Страницу клуба на фейсбуке найдёте здесь.
[…] Если этот текст не оставил вас равнодушным, то прочитайте и эту историю! […]
[…] Ольга Нечаева, тренер по фигурному катанию для особых детей […]
[…] В прошлом году «Чайке» посчастливилось взять интервью у замечательного тренера по фигурному катанию Ольги Нечаевой, которая занимается с такими детьми. Почитать его можно здесь. […]
[…] с синдромом Дауна. Среди особых подопечных тренера Ольги Нечаевой, Орнелла стала первой, кто поехал на международные […]