Эта выставка проникает прямо в сердце. Каждый из шести проектов не просто показывает и рассказывает, а буквально заставляет пережить и прочувствовать то, что чувствуют сейчас украинцы. И это не только ужас, страх и боль. Это, как ни пародоксально, и радость, и любовь, и надежда.

«Меня часто спрашивают, важно ли искусство в это время и какова его цель. Я считаю, что оно играет информационную роль. Оно работает с твоей душой и с твоим сердцем. Проникает и запоминается», — говорит куратор выставки известных украинских художников Юлия Сапига, которая провела для «Чайки» экскурсию в день открытия этой выставки, 2 июня 2023 года, в Даугавпилсском арт-центре имени Марка Ротко

Поддержи «Чайку»:

Семь художников работали над созданием своей части экспозиции осенью 2022 года в Украине. В условиях страшной и беспощадной войны. Каждый проект — отдельная история, но все вместе они создают целостную картину в хронологической последовательности — предчувствие войны, военное вторжение и мысли о будущем. И всё это сделано так, что во время и после просмотра не покидает ощущение, что всё происходит именно с тобой. 

«Я старалась делать это максимально откровенно, максимально лично, чтобы человек ощутил себя в этой ситуации. Такого рода опыт позволяет задуматься и не повторять таких ошибок больше никогда», — говорит Юлия. 

Называется выставка — «Как я попал в бомбоубежище». Её идея родилась у Юлии, работавшей во Львове искусствоведом и куратором творческих проектов, в самом начале войны, когда в её жизни появились бомбоубежища. Девушка говорит, что «никогда не думала, что так может быть». Да разве кто-то мог думать об этом… 

Но у «бомбоубежища» украинских художников есть не только буквальный физический смысл. «Бомбоубежище в данном случае, это, в первую очередь, не физическое, а ментальное пространство, в котором ты себя чувствуешь безопасно. Это необязательно место, это может быть человек, семья, одеяло и подушки, напоминающие о мирной жизни до вторжения», — объясняет куратор.

«Пепел войны» Ярослава Костенко

Проект, с которого начинается выставка — портрет человека из пепла. Это метафора войны, которая уничтожает всё вокруг, оставляя чёрную землю. И здесь, даже в такой страшной реальности, у человека есть варианты и есть надежда.

«Мы, как птица Феникс, можем возродиться, создавая что-то новое, и стать лучше, не повторять прошлых ошибок. Или же мы можем ничего не делать, оставляя эту чёрную землю — это такой пессимистический конец. Но художник надеется, что мы возродимся и больше этого никогда не повторится. 

Проект Олены Субач «Мы больше не видим будущего»

«Название довольно тяжёлое, но оно не буквальное», — объясняет Юлия. Здесь две части, разделённые символической «кровавой» шторой. 

Первая часть — до начала войны, она погружает в ощущение предчувствия вторжения. Здесь — серия портретов, где превалирует красный цвет, на фоне обоев, имитирующих средневековые минускулы с кровавым дождём — знак апокалипсиса. Иллюзию кровавого дождя создаёт и метафорическая красная штора. 

«Это кровавый дождь, который случился в нашей стране. Он идёт ровной линией и разделяет нашу жизнь на до и после вторжения. Это затронуло всех и каждого. Война в Украине началась не в 2022 году, она длится уже с 2014 года, когда Россия оккупировала Донбасс, Луганск и Крым. Но такое полномасштабное вторжение — это абсолютно другой опыт, он коснулся всех в Украине».

Вторая часть экспозиции — это момент «после». Здесь серия портретов женщин из разрушенных украинских городов — Мариуполя, Изюма и Харькова, с их личными историями. 

«Художница работала в убежище, где временно находились беженцы, она знакомилась с этими женщинами, создала серию портретов и записала их истории. Портреты минималистичны — нет ничего лишнего, но особенно ярко здесь видны эмоции», — рассказывает куратор выставки. 

«Художница хотела показать ту боль, которую мы ощутили, — продолжает Юлия. — А эти описанные истории касаются каждого украинца или украинки. У каждого из нас теперь есть такие истории. И их, к сожалению, становится всё больше и больше». 

Рассматривая портреты, действительно чувствуешь боль. Она ощущается в груди и мешает дышать.

Проект Максима Финогеева «Будет ли радуга после дождя?»

В экспозиции портреты мужчин — представителей ЛГБТ-комьюнити. «Это важная для нас тема и довольно проблематичная. Много времени власти её игнорировали», — рассказывает Юлия. Сейчас, когда в Украине идёт война, обострился и ещё один аспект. 

«Много ЛГБТ-людей воюют. Но их партнёры не могут узнать, что с ними и где они, так как эта информация доступна только родственникам, мужу или жене». Юлия говорит, что в данный момент в Украине, наконец, готовятся принять законопроект, который легализует такого рода партнёрство. 

«К сожалению, мы смогли простимулировать решение этого вопроса только во время войны, но это большой шаг в сторону демократии, в сторону свободы. Я рада, что партнёрские отношения будут легализованы в нашей стране и мы станем полноценной частью современного общества». 

В Латвии законопроект о гражданских союзах пока отклонён, как и не решён вопрос с ратификацией Стамбульской конвенции, которую Украина, кстати, ратифицировала в июне 2022 года.

«Кто разрешил вам красиво жить?» — проект Сергея Петлюка

Эта леденящая кровь инсталляция находится в центре экспозиции. На чёрных электронных панелях бесконечно пробегают яркие красные надписи: «Кто разрешил вам красиво жить?»

Весной 2022 года фото с такой надписью облетели социальные сети — сообщалось, что это написано на стене дома в Буче. Но позже оказалось, что фото сделано в России в 2016 году. Но эта фраза, убеждены украинцы, в головах у российских солдат. 

«Инсталляция иллюстрирует то, что происходит сейчас в Украине. Это ежедневные обстрелы, гибель людей дома, в своих постелях. Панели как бы имитируют ракетные атаки на нашу землю со словами, описывающими мировоззрение русского солдата, который приходит на нашу землю, чтобы разрушать, убивать, насиловать…»

Юлия говорит, что украинцы не понимают, почему Россия испытывает к ним столько ненависти, агрессии и зависти. «У нас нет на это ответа и нам трудно это понять», — говорит Юля. 

Проект Kinder Album «Кости» и «Конечности»

Справа от инсталляции «Кто разрешил вам жить красиво?» не менее шокирующая экспозиция, которая тоже заставляет не просто увидеть, но и почувствовать, как изменила жизнь украинцев эта страшная война. 

«Здесь две серии керамики. Первая — «Кости», это размышления художницы о том, что мы оставим после нашей смерти. Только ли кости останутся после нас?», — объясняет концепцию куратор выставки. 

Юля говорит, что автор этих работ верит — для будущего мы можем оставить след в виде искусства. «Конечно, мы оставим будущим поколениям множество проблем — войны и разрушения, изменения климата и так далее, но если мы сумеем всё это завершить и сконцентрируемся на светлом, то это может быть искусство».

Вторая серия — керамические конечности. В основном — детские…

 «Да, здесь всё довольно буквально. Здесь речь идёт о нашем младшем поколении, о детях, которые уже имеют эти глубокие травмы — и физические, и ментальные». 

Экспозиция сопровождается звуком сирены. Просто содрогаешься, когда узнаёшь, что это — дети. Сирену имитируют детские голоса… 

«Художница лично записала эти голоса детей в арт-школе, где она преподаёт.

Этот звук — реальная шутка наших детей. Они имитируют сирену, чтобы напугать взрослых. Ведь по мнению детей, бежать в бомбоубежище — это очень весело».

По словам Юлии, такие детские шутки во время войны показывают, как дети умеют прорабатывать свои травмы, иронизировать и шутить. Даже в таких жутких обстоятельствах. 

«Это даёт нам надежду, что эти глубокие травмы не будут разрушать, а научат их жить по-другому и жить лучше, и дети смогут их обернуть в позитивное русло».

«Джульетта — королева Подола». Проект арт-группы «Свитер» 

Это небольшой документальный фильм о собаке, которая живёт на Подоле, в историческом центре Киева. У одной из художниц — авторов проекта, там была мастерская, и она каждый день наблюдала за тем, как люди приходят к Джульетте, кормят её, гладят, просто приходят поговорить с ней. 

«Эта собачка построила вокруг себя такое комьюнити людей, которые любят её, заботятся о ней. Некоторые, даже переехав в другие места, приезжают её навестить». 

В самом начале войны, когда Киев атаковали, Джульетта пропала. В этом фильме авторы проекта пытаются её найти, разговаривая с людьми, переписываясь с теми, кто уехал. И всё это чередуется с очень красивыми кадрами Киева. 

«Киев здесь выглядит очень мирно, несмотря на активные боевые действия. Но весну и лето остановить нельзя — Киев цветёт и жизнь продолжается». 

Фильм демонстрирует, как ощущения страха, неизвестности и грусти чередуются с чувствами нежности, красоты, любви. «Это очень трудно описать, но ты переживаешь это одновременно. Это невероятно светлая работа, которая показывает другую сторону войны». 

Только досмотрев фильм до конца, вы узнаете, нашлась Джульетта или нет. Поэтому остановитесь, присядьте и посмотрите. 

«Картошка FREE» от Михаила Барабаша

Последний проект экспозиции украинских художников — жизнеутверждающий. Несмотря ни на что. 

«Мы идём по хронологии. Начинаем с предчувствия войны, потом эти активные боевые действия, и я давала возможность художникам выбрать, с чем работать — с настоящим или с будущим. Михаил выбрал для себя очень интересный объект — картошку, которая объединяет в себе прошлое, настоящее и будущее», — объясняет куратор замысел этой экспозиции. 

Картошка присутствует в нашей жизни всегда — ковид, война, мы будем её есть. «Это такая вечная вещь в нашей жизни, которая даёт нам надежду». А «Картофель FREE» — это ведь ещё и о свободе. 

На экране демонстрируется видео, на котором художник готовит себе картошку и рассказывает её историю. А в конце, когда картошка готова, ты будто чувствуешь этот знакомый запах, чувствуешь вкус. 

А в зале установлен бетонный блокпост — реальный блокпост из Украины, на котором в мешках — настоящая украинская картошка. За время выставки, которая до этого проходила в Рейкьявике (Исландия), картошка проросла сквозь мешок — её не остановить. 

«Она начала расти в Исландии и продолжает расти здесь, в Латвии. Это такой мощный символ жизни — несмотря на всё, что происходит в этом мире, картошка будет расти…»

Третья часть экспозиции — самая медитативная, это графические изображения всё той же картошки. «Можно ходить, рассматривать мельчайшие детали. Это успокаивает, рекомендую», — с очень грустной улыбкой говорит Юлия. 

Выставка украинских художников заканчивается именно этим проектом неслучайно. «Я не хотела завершать выставку на трагической ноте. Мне кажется, что это самый позитивный и самый глубокий вариант, который затрагивает сразу всё». 

«Дотронуться до души и до сердца»

Юлия Сапига — искусствовед, независимый эксперт и куратор различных творческих проектов. После начала войны при поддержке The Nordic House она начала работать в Рейкьявике, где получила возможность организовать эту выставку. 

«Я видела этот проект именно для иностранной аудитории. Когда ты читаешь новости, ты никогда этого не ощутишь. Когда ты работаешь через искусство, ты можешь дотронуться до души и до сердца», — рассказывает Юлия. 

Проект имел большой успех в Исландии, а благодаря поддержке Бюро Совета Министров Северных стран в Риге и лично Стефана Эрикссона, а также большой заинтересованности Арт-центра Марка Ротко, выставку привезли в Даугавпилс. 

Выставка украинских художников «Как я попал в бомбоубежище» стала частью экспозиции нового летнего выставочного сезона в Арт-центре имени Марка Ротко в Даугавпилсе. Посмотреть её можно будет до 27 августа.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments