Буллинг, ссоры, непонимание со стороны взрослых, депрессия, апатия и тревога – это только малая часть проблем, с которыми сталкиваются современные молодые люди. В том числе — живущие в Даугавпилсе.
Первое мероприятие проекта о ментальном здоровье «Невидимая боль», которое проходило в Даугавпилсе 20 июля 2023 года в Lampa Cafe bar показало, что таких проблем у молодёжи Даугавпилса много и говорить об это нужно и важно. Хотя и непросто.
«Это нужно, чтобы помочь молодым людям справиться с тем, что их никто не слышит, не видит и не понимает», — объясняет психолог и лидер молодёжного подразделения Латвийского Красного Креста в Даугавпилсе Жанис Овчинко.
Участникам мероприятия предложили сесть в «открытое кресло» и рассказать о том, что болит — о своих жизненных трудностях, психологических проблемах или ситуациях, которые тревожат в данный момент. Окружающие же могли задавать вопросы открывшемуся человеку, делиться похожими переживаниями либо поддерживать своими словами.
И смельчаки нашлись. Кто-то сразу говорил, что разговор это непростой и такие откровения даются трудно — им волнительно и страшно. Кто-то старался держаться, но волнение было заметно — например, один из участников крутил в руке камешек, другой – подёргивал ногой.
Рассказываем четыре реальные истории молодых людей из Даугавпилса, которыми они решили поделиться в «открытом кресле» на этом мероприятии.
Из соображений безопасности мы не называем имён наших героев в историях.
С депрессией нужно подружиться, а не бежать от неё
«У меня депрессия, также у меня есть тревожное расстройство. Это всё не выдумка, мне это подтвердил врач», – рассказал первый участник.
Депрессия в жизни этого молодого человека сопровождает заболевание, которое диагностировали у него в 9 лет, сейчас ему 25. Чем именно он болен, он не сказал.
«Живу с депрессией уже 16 лет, достаточно давно, – продолжает он. — С ней лучше подружиться – принять её, научиться жить с ней и правильно на неё реагировать, но не бежать от неё. Хотя бороться всегда тоже надо».
Он говорит, что депрессия сделала его замкнутым, и, несмотря на то, что она с ним уже давно, она остаётся непредсказуемой, так как проявляется по-разному.
«Она не устаёт меня удивлять. У меня это происходит волнообразно – то накрывает, то получше. Но в целом, небольшими шагами с каждым разом становится хуже. Бывало, на самом деле, как показывают в кино – человек лежит месяцами, смотрит в потолок и не хочет ни пить, ни есть, ни спать», – рассказывает он о симптомах депрессии в своей жизни.
Долгое время он пытался её игнорировать, но сейчас так делать крайне не рекомендует. «Выход в таком случае один – дурка либо что-то ещё хуже. Лучше своевременно обращаться за помощью», – считает он теперь.
О том, как справиться с депрессией, участник говорит так: «Нужно принять свою слабость. Не нужно думать, что справишься один без поддержки. Алкоголь и наркотики – это всё яма, хоть и в моменте кажется, что с ними жизнь веселее. К сожалению, это не так».
Сейчас этот участник занимается лечением – на протяжении последних 5-6 лет пьёт медикаменты, ещё нашёл психолога, с которым, как он говорит, он «на одной волне». Он отмечает, что на поиски хорошего специалиста потратил много времени.
«Тревога – это просто фантазии»
Этот же участник поделился, что в его жизни есть социальная тревога (социофобия) – страх появляться в обществе и страх негативной оценки от окружающих. Также с ним случалась паническая атака – это произошло, когда он потерял близкого человека.
Несмотря на то, что он регулярно сталкивается с тревогой, он хорошо знает, что она из себя представляет. «Вообще, тревога — это что-то, чего не существует. Во всех случаях мы тревожимся о том, что может произойти, но в действительности это может произойти только в нашем воображении», – говорит участник о тревоге, отмечая, что большая часть переживаний, которую он испытывал, заканчивались там, где и начинались – в мыслях. «Тревога – это просто фантазии», – добавляет он.
Сравнивая тревогу и депрессию, он говорит, что с депрессией ему справляться проще. Тревога же выбивает его из колеи. О том, как с ней справляться, он отвечает так: «Конечно, надо лечиться. Запускать не надо. В первую очередь помогает терапия. Во-вторых, если появляются тревожные звоночки, нужно сразу идти к врачу, там всё расскажут. Ни в коем случае не надо ничего искать в интернете и пытаться помочь самому себе – это ни к чему хорошему не приводит».
Также он рассказал, что завёл домашних животных, чтобы они мотивировали его вставать с кровати.
«Недавно мне диагностировали аутизм»
«Недавно, наконец-то, врачи поняли, что со мной не так. Мне диагностировали аутизм, – так начал свою историю второй участник. — Также мне поставили ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) вследствие множества травматических событий».
Мама этого участника всегда была уверена, что с ним что-то не в порядке. Она не могла понять, что с её ребёнком, поэтому водила его по врачам, в надежде найти причину. «Чтобы вы понимали, что такое аутизм – у человека с этим диагнозом могут быть сенсорные нарушения, то есть — может особенно мешать яркий свет, громкие звуки или, например, у еды может быть приятный вкус, но её текстура может быть настолько неприятной, что вызовет рвотный рефлекс», – объясняет он, добавляя, что у аутистов могут быть также проблемы с восприятием ощущений, эмоций и собственного тела в пространстве.
«У меня было много трудностей. В детском саду надо мной издевались, мать меня оттуда забрала. Сейчас я понимаю, что меня просто не понимали, так как я говорил о вещах, которые были интересны только мне. Слушать то, что мне неинтересно, тоже было тяжело. Ещё я, как и все аутисты, человек буквальный – говорю всё прямо, не всем это нравится. Я пытался с кем-то подружиться, но это не находило отклика. В школе эти проблемы продолжились и усугубились», – рассказывает он.
У молодого человека не получалось строить отношения с людьми, он чувствовал себя одиноким и изолированным от общества.
«Я вернулся в школу, но там надо мной снова издевались, поэтому меня перевели в специализированную – там было лучше, в ней был психолог, который объяснял, как нужно решать конфликты», – делится он. С помощью школьного психолога он стал учиться общаться с другими, делать это теперь было легче.
Всё это время мама водила его по врачам, которые подозревали разное, но конкретный диагноз не ставили. Кроме этого, ему прописывали разного рода лечение, но ни одно не подходило – от него становилось только хуже.
Такая проблема с установкой диагноза возникла из-за того, что у него атипичные признаки аутизма – он рано начал говорить, а повзрослев, умело общался с людьми.
Позже он сам продолжил разбираться, что с ним не так, и когда нашёл — не поверил. «У меня самого было стереотипное представление о том, что такое аутизм», – говорит он.
У него есть приёмы, которые помогают справляться с трудностями. Например, разговаривая, он качается на стуле или помахивает ногой. Он вспоминает, что в школе его за это ругали учителя. «А я просто так пытался успокоить свою нервную систему», – вспоминает он.
Болезненный разрыв отношений
У третьего участника клиническая депрессия, но его откровения будут не о ней, а об отношениях. «Я сел поделиться ситуацией, которая произошла совсем недавно и очень мне болит. Я был в отношениях с человеком, которому доверял, хотя у нас было много ссор. Мы оба стремились решать эти ссоры, поэтому я чувствовал, что у этих отношений может быть будущее», – делится участник мероприятия.
После одной из таких ссор пара договорилась встретиться, чтобы поговорить и решить разногласия. В день встречи партнёр сказал, что не сможет прийти, сославшись на плохое самочувствие. После оказалось, что партнёр соврал – на самом деле он планировал встречу с другим человеком. Участнику это не понравилось, он сказал партнёру об этом, и встреча состоялась. На встрече партнёр говорил неприятные вещи и вёл себя странно – издевался и провоцировал, хотя раньше такое поведение осуждал. В итоге они закончили отношения.
«Все психологи в интернете говорят, что в отношениях нужно разговаривать, но разговоры без понимания — это ничего», – делает вывод из этой ситуации участник.
Спустя пару дней участник узнал, что на протяжении всех отношений, партнёр «изменял эмоционально» – говорил слова любви другому человеку. «Учитывая моё состояние, это очень тяжело переживать», – говорит участник о своих чувствах.
Ещё он рассказал о такой черте своего характера: как бы больно ему не сделал человек, он может принять его обратно. В эти моменты ему кажется, что другого такого человека он не сможет найти. Что делать с этим, он не знает.
«Мама не воспринимает меня как отдельную личность»
«Моё эмоциональное состояние полностью зависит от моей матери. С момента, как я пошёл в первый класс, она считает, что я должен учиться на отлично. Ей даже сейчас всё равно, какое у меня эмоциональное состояние, главное — учёба», – рассказывает о своих проблемах четвёртый участник.
Он поделился, что мать могла разорвать тетрадь из-за малейшей помарки или кинуть что-то в него. «Мне было очень больно. Как это? Швырять что-то в своего ребёнка», – недоумевает он. Он страдал, с возрастом всё становилось только хуже.
«Мама меня гнобила. Она говорила, что у меня нет друзей, потому что я не умею общаться. Хотя на самом деле, у меня был большой круг общения, просто из-за её отношения я не рассказывал о нём ей».
Этот участник до сих пор не обратился к специалисту за помощью, так как не может сделать это без помощи взрослых. «Я нахожусь в состоянии безысходности: от постоянного стресса начали лезть клочьями волосы, нет аппетита – могу целый день не есть. Из-за того, что не ем, начались проблемы со здоровьем – снизился гемоглобин, постоянно темнеет в глазах, трясутся руки. Когда начался коронавирус и нельзя было никуда выходить, стало ещё хуже, отвлечься не получилось», – рассказывает участник мероприятия, добавляя, что падал в обморок из-за своего плохого состояния.
В какой-то момент участнику казалось, что отношения с матерью улучшились, но затем всё возвращалось обратно.
«Я знаю, что у многих подростков сейчас есть недопонимания с родителями. Хотелось донести то, что родителям всё-таки следует прислушиваться к своим детям, не воевать с ними, а стараться наоборот подружиться», – подытожил участник.
Кстати, у «Чайки» был проект, в котором мы говорили о проблемах подростков в их взаимоотношениях с родителями. Почитать можно здесь.
Как помочь близкому в такой ситуации?
Если ваш близкий борется с ментальными трудностями, то ему необходима поддержка. Психолог Анна-Мария Никитина, присутствовавшая на этом мероприятии, советует:
- Отнеситесь с пониманием.
- Проявите эмпатию и эмоционально поддерживайте – проявляйте заботу, внимание и интерес.
- Помогите обратиться за профессиональной помощью и найти специалиста.
- Помогайте в ежедневных делах.
- Пригласите поучаствовать в группу поддержки для людей с ментальными трудностями.
«При этом помните, что каждый человек индивидуален и поддержка может отличаться в зависимости от его индивидуальных потребностей», – говорит психолог.
Список организаций, которые представляют помощь в разных кризисных ситуациях, здесь.
Что мы заметили во время мероприятия
На мероприятии было около 50 человек, но лишь восемь решились сесть в «открытое кресло». Все восемь участников сказали, что долго обдумывали решение сесть в «открытое кресло».
У двоих участников, решивших поделиться откровениями, диагностирована депрессия, с которой они живут многие годы и которую нельзя вылечить полностью. Четверо открывшихся говорили, что сталкивались с непониманием со стороны взрослых. Трое сталкивались с непониманием со стороны родителей, двое из них отмечали, что родители обесценивали их проблемы – говорили, что то, о чём они переживают, неважно. У троих из восьми были проблемы с употреблением алкоголя. Так каждый из них пытался уйти от реальности или снять стресс.
У троих из восьми во время рассказа о проблемах защитной реакцией был юмор – они говорили либо делали что-то забавное, кто-то подшучивал над тем, что рассказывал. Другие трое — наоборот, плакали либо могли прослезиться.
Один из открывшихся озвучил, что в борьбе с ментальными трудностями ему помогает даугавпилсский Ресурсный центр для подростков. Четверо открывшихся сталкивались с токсичным поведением по отношению к себе.