На заседании Сейма 22 июня Эгилс Левитс в последний раз обратился к парламенту Латвии в должности президента. Как отметил сам Левитс, именно он ввёл эту «новую традицию» — обращение президента к Сейму как при заступлении на должность, так и по её завершении.
Главные вопросы, которые в своём обращении затронул Эгилс Левитс — безопасность, латышскость, избавление от русского наследия, развитие экономики страны и способности к проведению реформ.
«Вступая в должность, я обещал быть президентом всего народа. За время моего президентства это значит работать ради долгосрочности, безопасности и на благо латышской Латвии», — сказал он, отметив, что делал это ответственно и по совести.
Безопасность страны, призыв и границы
Левитс считает, что изменение стратегии НАТО, особенно на восточной границе Латвии и ЕС далось Латвии непросто и не как «само собой разумеющееся».
«Мы рядом с Украиной. Неподалёку от нас идёт война. В государстве на расстоянии тысячи километров от этой войны другие заботы, возможно, важнее», — отметил Левитс.
Он подчеркнул, что вопросы безопасности в стране решались особенно интенсивно в последние полтора года и в тесном сотрудничестве президента, МИД, Минобороны, руководства Сейма и Комиссии по иностранным делам.
Одной из «больших задач» Эгилс Левитс назвал создание полигона в Селии. Ещё одним «домашним заданием» Левитс назвал увеличение боевого состава НВС Латвии.
Он отметил, что на первый призыв откликнулось в полтора раза больше молодых людей, чем ожидалось.
«И это хороший ответ тем скептикам и причитателям, кто возражал против обязательной военной службы. Я уверен, что через пару лет молодые люди будут считать военную службу делом чести, так же как и наши северные соседи»,
— сказал он и напомнил, что нужно построить государственную границу.
«Неспособность сделать эту простую вещь — жалкая. Эта неспособность дискредитирует государственную власть, прежде всего, в глазах самого латвийского общества», — считает Левитс.
Он также считает, что государство должно приложить усилия для укрепления системы внутренних дел.
Позиция в войне и поддержка Украины
Ещё один принципиальный момент, который отметил Левитс — позиция Латвии в отношении принятия Украины в НАТО.
«Я считаю, что Украину нужно принять в НАТО вскоре после окончания войны, — сказал он и подчеркнул, что в этом нужно будет убедить и других партнёров, чтобы предотвратить следующую войну.
«Если России удастся восстановить силы, следующая война будет неизбежна»,
— считает Левитс. По его словам, мир вступил в новую эпоху непредсказуемости и нестабильности и это угрожает международно-правовому порядку, который был на протяжении 70 лет после окончания Второй мировой войны.
России должно воздаться
Левитс также считает необходимым создание международного трибунала, который будет судить Россию. Он отметил, что за создание трибунала выступает уже с самого начала войны.
«Россия не была наказана ни за оккупацию стран Балтии, ни за другие международные преступления. В этот раз — раньше или позже — она должна будет получить своё наказание».
Латышскость как основа общества
Левитс отметил, что в Латвии необходимо создавать общество, у которого есть «иммунитет против русского мира во всех его проявлениях».
«Сплочённое общество — это то, в основе которого есть общие ценности», — сказал Левитс. Под этими ценностями он подразумевает демократию, латышскость и европейскую принадлежность.
Больше всего Эгила Левитса беспокоит то, что латышскость как ценность не достигнута.
«Для большей части общества латышскость понятна. Но есть и те, кто мечтает об удобном для себя русском мире здесь, у нас, в Латвии. Другие — русские и советские колониалисты — не видят остатки русификации, привыкли к ним или мирятся с ними».
В центре латышскости, по мнению Левитса — государственный, латышский язык. Но он отмечает, что латышскость — это и нечто большее.
«Это взгляд на мир с нашего ракурса. Это наша культура, наше понимание истории. Уверенность в том, что оккупация Латвии — это преступление, что независимое государство — ценность. Что Латвия принадлежит Западу, а не Восточному миру».
Латышскость — это твёрдая основа нашего гражданского общества, считает Левитс. И латышскость призывает всех включаться.
«И это никак не преуменьшает права нацменьшинств, свою национально-культурную идентичность», — подчеркнул он.
Школы без русского
Как достижение, президент отметил перевод школ на единый язык обучения — латышский. Хотя он отметил, что сделано это было поздновато.
«Но всё же — исторически поставлена точка бесконечному продолжению раскола нашего общества в будущем».
Он также отметил, что после его «требовательного обращения аж к трём министрам образования», с 2026/2027 учебного года в школах, будут изучать один из европейских языков как второй иностранный. Русского не будет. Левитс пояснил, что это важный шаг, чтобы «продолжать освобождаться от нашего колониального прошлого».
Переименование улиц и русский в публичном пространстве
Левитс признался, что гордится тем, что за четыре года «Латвия стала более латышской» и он внёс свою лепту. «Основы Латвийского государства стали крепче», — отметил он.
Ещё одним достижением за свой президентский срок Эгилс Левитс считает избавление Латвии от советских памятников в последний год. При этом, как считает политик, предстоит ещё много работы.
«В публичном пространстве Латвии до сих пор есть череда названий улиц, знаков, которые символизируют принадлежность Латвии пространству России».
Учитывая «агрессивно-имперский» характер России, Эгил Левитс считает, что сейчас — последнее время, чтобы их изменить.
Он добавил, что подал инициативу в Сейм, к которой прилагается список от Центра публичной памяти. Это список улиц, названия которых связаны с советской оккупацией, и которые следует переименовать.
«Но я хочу спросить — какое сообщение нам передаёт улица Пионеров, Пушкина или Гагарина? То, что Латвия в какой-то мере ещё принадлежит пространству России?» — неистовствует он.
Левитс также подчеркнул: если какое-то самоуправление само не хочет избавляться от наследия, не относящегося к свободной Латвии, государство должно действовать.
Активность гражданского общества Левитс считает одним из важных элементов, чтобы вытеснить русский язык из публичного пространства Латвии. «Но, если общественного давления не достаточно, должны вмешаться законодатели», — подчеркнул он.
Левитсу не понятно, почему некоторые работодатели требуют от сотрудников знания русского языка:
«Не потому ли, что когда-то Латвия находилась в составе царской России и 50 лет находилась в оккупации Советского Союза? Я думаю, что мы не должны допускать, чтобы нашу молодёжь вытесняли из рынка труда Латвии, вытесняли из Латвии. Они не должны говорить на русском».
Левитс выразил особую благодарность Лиане Ланге и её единомышленникам за «консеквентную и эффективную кампанию по укреплению латышского языка». Он призвал продолжать эту кампанию и расширять её.
Трансформация экономики
Эгилс Левитс отметил, что в Латвии медленно происходят реформы. Он подчеркнул важность «экономической трансформации» как единственного способа победить «структуральную отсталость» в Латвии.
«В краткосрочной перспективе это значит — вернуть конкурентноспособность. В долгосрочной — служить развитию Латвии в контексте глобальной и европейской экономики», — пояснил он.
По словам Левитса, трансформация экономики включает семь элементов:
- школьное образование,
- высшее образование,
- наука,
- исследовательская деятельность,
- инновации,
- производство,
- экспорт.
«И именно в этом порядке, — подчеркнул он. — Отмечу, что пока эти элементы не приведут в порядок каждый по себе, никакое развитие в направлении благосостояния не будет возможным. И иммиграция будет только псевдо-решением. Она решит лишь проблемы некоторых конкретных предприятий, но породит новые. И эти проблемы будут более сложными».
Шесть барьеров в развитии
По словам Эгила Левитса, Латвия сейчас отстаёт от других стран Балтии и ЕС, и эту «культуру отставания» создают шесть барьеров.
- Первый — это фактор времени. По мнению Левитса, за реформы Сейм и правительство берутся слишком поздно. Он отметил, что некоторые реформы уже «мхом поросли». Он также отметил, что о реформах надо думать не в кризисных ситуациях, а в спокойные времена.
- Второй барьер — сложность. Серьёзные реформы всегда сложны и требуют тесного сотрудничества нескольких министерств. Он также считает способность Латвии решать сложные проблемы «непростительно слабой».
- Третий — недостаток целеустремлённости. Успешная реформа возможна в случае чётких целей, но этого не достаёт в нашей стране, считает Левитс.
- Устаревшая структура управления государством не даёт развивать государство. Сейчас эта структура фрагментарная. Структура правительства должна отражать его приоритеты, подчёркивает Эгилс Левитс. Он считает, что каждое министерство работает в изоляции друг от друга.
- В Латвии наблюдается бюрократизация. «Грех бюрократии — спрятать или потерять смысл за буквами. Мы упускаем время и тратим деньги», — отмечает он и добавляет, что «запоры бюрократии» — это причина задержки введения инноваций.
Левитс предлагает создать единицу дебюрократизации, которая непрерывно просматривала бы и ликвидировала ненужные бюрократские процедуры. «Это было бы противовесом естественному желанию бюрократии расширяться», — подчеркнул он. - Последний барьер — недостаток навыков проведения реформ. По словам Левитса, проведение реформ — это целая наука: «Чтобы проводить реформы, нужно знать, как их проводить. Нужно уметь прогнозировать нужды и проблемы в будущем. Нужно уметь привлечь поддержку и предвидеть сопротивление».
Пожелание Ринкевичу
Завершил свою речь Эгилс Левитс обращением к новоизбранному президенту Эдгару Ринкевичу, который вступит в должность президента 8 июля.
«Я желаю президенту Ринкевичу успехов на пути следующих четырёх лет», — сказал он и поблагодарил депутатов за проделанное вместе.
Последней фразой речи Левитса было пожелание долгих лет Латвии.