Помните историю об арт-объекте — лисице, которую создали Александр и Олег Маринохи? Это памятник «Dzīvnieku brīvība» — крупнейшей организации по защите животных в Латвии. Организация существует с 2012 года и объединяет людей, желающих изменить судьбу животных. Основательница организации Катрина Кригере рассказала о главных направлениях их работы, о планах и успехах, о других «лисьих» проектах и о простых способах сделать планету лучшим местом.
Об осознании, вегетарианстве и веганстве
Животными я интересовалась с самого детства. Когда мне было 15, на свою первую работу я устроилась в Рижский зоопарк. Там я могла наблюдать и ухаживать за животными, изучать их индивидуальность.
В 19 лет пришло осознание, что это такие же животные, как и те, которых убивают на фермах, из которых делают котлеты и жарят омлеты. Я стала больше узнавать: узнала о том, что телят отнимают у коров в первый день, что цыплят перемалывают в фарш в первые дни жизни, потому что они не дают яиц.
Я понимала — каждое животное заслуживает уважительного отношения, будь то поросёнок или собака. В 22 года я решила стать вегетарианкой. Это было весьма радикальным решением для начала 2000-х. Люди вокруг уделяли особое внимание тому, что я не ела мясо, приходилось оправдываться. Было нелегко, я чувствовала себя очень одинокой.
Хоть и понимала изначально, что веганство — это то, истинное, к чему нужно прийти, изначально мне не хватало смелости. Но мне посчастливилось познакомиться с группой веганов. Вместе с другом, ради эксперимента, мы попробовали отказаться от всех продуктов животного происхождения на месяц. Это оказалось совсем не трудно, и мы решили продолжать. Так, уже 10 лет мы веганы.
О создании организации
Желание создать организацию появилось 10 лет назад. Мы с друзьями отправились в Эстонию на слёт борцов за права животных Балтии. В нём принимали участие активисты из Литвы, Эстонии и Финляндии.
Слушая, что активисты делают в своих странах, я задалась вопросом, почему никто в Латвии не публикует исследования о промышленных фермах, не говорит об этих новостях в СМИ, почему у нас не проводят всевозможные впечатляющие кампании? На тот момент у нас даже не публиковали буклеты.
Так родилась идея создания Dzīvnieku Brīvība, главная миссия которой — положить конец страданиям животных в промышленном животноводстве, звероводстве и индустрии развлечений.
О первых трудностях
Конечно, в самом начале мы столкнулись с проблемами. Самая главная — недостаток опыта. Ни у кого из нас на тот момент не было нужных знаний и навыков. Вопрос ресурсов был и остаётся актуальным всегда — это не только деньги, но и время, и силы — свои и волонтёров.
Ещё одна проблема — отклик общественности. На тот момент ещё были крепки мифы и заблуждения о питании, люди продолжали жить в сказочной реальности. И до сих пор многие полагают, что все коровы мирно пасутся на лугах.
Но пищевая индустрия изменилась. Более 90% животных держат в загонах, где они не могут даже развернуться. Коров экономически невыгодно отправлять на выпас. Исключение — биологические хозяйства, где создаются максимально естественные условия содержания животных. Но таковых мало.
В начале мы не знали реальных возможностей влияния на общество и темпа изменений. Поэтому, у нас были более радикальные цели и более высокие запросы. За годы мы поняли: чтобы наша работа была эффективной, гораздо важнее — первый шаг, чем конечный результат. Опираясь на это, мы выбрали наиболее подходящие направления работы организации.
Меньше жестокого обращения
Первое направление, в котором мы работаем — уменьшение страданий животных путём улучшения условий их жизни или прекращения жестокого обращения. Kažokādas pagātnē — это кампания против разведения пушных зверей в Латвии. Минимальные стандарты содержания животных в ЕС жестоки. Стандарт площади на одну норку — 0,25 м2, а на лисицу — 0,6 — 0,7 м2. Разведение этих животных уже запрещено во многих странах.
Куры-несушки — это животные, которые численно составляют наибольшую долю промышленных животных, и в этой сфере более высокий уровень страданий.
Цель кампании Olu cena — положить конец содержанию кур-несушек в клетках, ведь в настоящее время это один из самых жестоких способов содержания животных. Такая промышленная система производства яиц не является необходимостью и противоречит ценностям современного общества.
Больше растительной пищи
Второе направление нашей деятельности — уменьшение количества вовлеченных животных и сокращение потребления животных продуктов. Чем больше людей выбирают в пищу растительные продукты, тем меньше страдают животные на промышленных фермах и экономнее расходуются природные ресурсы, затрачиваемые промышленным животноводством.
В рамках этого направления мы проводим массовое мероприятие — Vegānfestivāls. На портале Vegan.lv мы предоставляем информацию о возможностях и пользе растительного питания, а также предлагаем широкий выбор веган-рецептов на любой вкус.
Мы помогаем ресторанам разнообразить их меню и вводить вегетарианские блюда. Мобильное приложение Augi&Draugi служит ориентиром для всех, кто любит вкусно и хорошо поесть, но только растительную пищу.
Кампания Neapēd zemeslodi предназначена для всех, кто хочет научиться жить более экологично, помочь животным и уменьшить их влияние на изменение климата. Этого можно добиться, сократив потребление продуктов животного происхождения в своём рационе. Участвуя в этой кампании, вы можете выбрать одну из трёх наиболее подходящих для вас программ питания. В течение месяца вы бесплатно будете получать полезную и вдохновляющую информацию и рецепты.
О памятнике всем страдающим животным
Три года назад я познакомилась с Александром Маринохой и рассказала ему о мечте нашей организации — памятнике всем животным, которые страдают в жестоких условиях промышленности.
Полтора года назад мы проводили акцию Gājiens par dzīvniekiem, логотип которой — лиса, выпрыгивающая из клетки. Александр, тоже принимавший участие, вдохновился и спустя время прислал мне эскиз, нарисованный его отцом — Олегом Маринохой.
Идея скульптуры — лисицы идеально отражала то, что годами зрело в наших головах. На данный момент памятник ещё не закончен — нужно пристроить клетку, из которой лиса выходит наружу, подключить прожекторы, чтобы осветить объект.
Хочется от сердца поблагодарить каждого, кто принял участие в создании лисицы!
Помимо Олега и Александра, главных авторов скульптуры, в создании участвовали более 100 активистов-волонтёров Dzīvnieku brīvība. Своими руками они создали чудо — мех лисицы, сплетённый из металлических проволок и конопляных шнуров. Это сотни часов, проведённых в бесчисленных мастерских!
Лисята-путешественники
Ещё одно движение, которым я горжусь, это Lapsu Tūre. С 5 по 19 октября четыре плюшевых лисёнка — Рыжики Rudis и Rude, Микелис (Miķelis), Зузе (Zuze) — стали символом животных, заключённых на зверофермах.
Каждый мог стать волонтёром, заполнив анкету на сайте. Лисёнка можно было взять на день, совершив фото-приключение в своём городе, а затем игрушку передавали следующему волонтёру.
Волонтёры передавали плюшевых лисят из рук в руки, создавая фотоистории и публикуя их в сети. В итоге — игрушки побывали в 55 городах и сёлах, а общая протяжённость их пути составила около 3000 километров!
Очень трогательно, что региональные и национальные СМИ отреагировали, и число публикаций об этом событии насчитывает 44. Эту историю узнали тысячи людей. Хочется верить, что в их числе — и законодатели, которые поддержат запрет животноводства в Латвии.
Об успехах
В сентябре нашей организации исполняется девять лет. За это время число членов организации превысило 800 человек.
В этом году нам удалось добиться того, что сеть розничных магазинов CITRO и компания Orkla Latvija планируют к 2025 году постепенно отказаться от продажи яиц кур-несушек из клеток. Подобную политику уже приняли около 70% торговых сетей — Maxima, Rimi, Mego, Vesko, Sky и Stockmann.
Мы также являемся членами зоозащитной организации Fur Free Alliance (Всемирный альянс против мехов). Наша петиция против меховой индустрии — часть этого международного проекта. Двадцать стран уже приняли меры по запрету животноводства, потому что это жестокая, устаревшая и ненужная отрасль. Вдобавок, зверофермы могут стать очагами смертельных вирусов.
Covid-19 — новый взгляд на проблему
Пандемия тоже помогла взглянуть на проблемы, связанные с животными с точки зрения здоровья общества. Сотни норковых ферм были заражены Covid-19. Мутации вируса в Дании привели к появлению новых штаммов, которые впоследствии заразили людей.
Но правительства не могут просто уничтожать миллионы животных, а затем позволять заводчикам вернуться к их привычной деятельности. Такие зверофермы могут в любой момент создать новую угрозу пандемии. Плохая гигиена, заболевания, минимальная ветеринарная помощь и отсутствие генетического разнообразия создают идеальные условия для передачи вируса, вирусных мутаций и новых штаммов.
О планах на 2021
В этом году мы планируем довести вопрос о запрете звероферм на рассмотрение в Сейм. Мы верим, что депутаты примут ответственное и благоразумное решение. Ведь если раньше это был экономически оспоримый вопрос, то на данный момент мы видим, что долги этой отрасли превышают доходы. Тем более, это риск общественному здоровью и окружающей среде.
Также мы будем продолжать работать над политикой магазинов, ресторанов и производителей продуктов.
Учитывая, что ЧС продлили, трудно предугадать сможем ли мы провести веган-фестиваль, потому что это масштабное мероприятие, в котором задействовано много сторон.
Маленькие шаги — общая польза
Я призываю есть больше растительной пищи и меньше мяса, потому что чрезмерное потребление продуктов животного происхождения не только причиняет много страданий животным, но и разрушает природу, наносит вред здоровью людей и способствует климатическому кризису.
Растительная пища очень разнообразна и интересна. Тем более, в наши дни есть альтернативы абсолютно всем продуктам животного происхождения — будь то сыр, мороженое или котлеты.
В то же время, я понимаю, что веганизм — непростая тема, связанная с пищевыми привычками. Плюс, цена не всегда привлекательная из-за массово субсидированной животной промышленности. Но это не единственный способ помочь.
Наш спрос рождает предложение. Например, можно не покупать меховые изделия или не покупать яйца, маркировка которых начинается с цифры 3 — их куры-несушки откладывают в клетках, а не в сарае или биохозяйстве.
Каждый шаг в защиту животных — это маленькая помощь. Главное — не закрывайте глаза на происходящее вокруг, ведь только от нас зависит, какую планету мы оставим следующим поколениям!
Больше фотографий можно посмотреть здесь и в Инстаграме.
Вся полезная информация и новости — на сайте организации, страничке Фейсбук.
А здесь можно поддержать организацию, сделав пожертвование. Сумму вы можете выбирать сами. Это может быть одноразовый или ежемесячный платёж.
[…] с основательницей организации Dzīvnieku Brīvība — Катриной Кригере. Сегодня, продолжая тему дружественного отношения к […]
[…] организации Катрина Кригере указала, что у них имеется информация о несоблюдении […]
[…] Ассоциации Dzīvnieku brīvība Катрина Кригере говорит: «В Латвии некоторые звероводы всё ещё […]