Наста Захаревич, журналистка, беженка из Беларуси. Фото: Janis Skapars/RUS TVNET
На прошлой неделе стало известно о том, что в Беларуси задержали компанию из четырёх человек из Латвии. Официальная причина задержания – найденный в машине пакетик с 0,82 грамами марихуаны. Чего им стоит ожидать? Какие сценарии могут быть в такой ситуации?
Граждан Латвии задержали прямо на границе, когда при осмотре машины нашли пакетик с неизвестным на тот момент веществом. Полина, Анастасия, Владлена и Даниэль настаивают, что этот пакетик им не принадлежит, а в сюжете, который вышел на подконтрольном властям телевидении, Даниэль говорит, что сотрудники погранкомитета точно не подбрасывали им эти наркотики.
Против всех четверых завели уголовное дело «за незаконное перемещение через государственную границу опасного наркотического вещества, совершённое группой лиц», дальше это дело взяла в оборот пропагандистская машина, сам Лукашенко поручил в нём разобраться, и горе-туристов отпустили под подписку о невыезде.
У нас, безусловно, не хватает информации, чтобы утверждать, действительно ли это обычное наркотичское дело или провокация и часть большой игры Лукашенко наравне со спровоцированным миграционным кризисом и предыдущими арестами граждан Латвии. Но даже если изначально это была «обычная уголовка», Лукашенко своим участием его явно политизировал.
«Оказывается, наркотики привезли к нам. Вы думайте, куда вы едете: у нас наркота неприемлема. И то: не посадили их, как обычно, а отпустили. Они в гостинице поселились, экспертизу мы заказали, чтобы им показать, что это за наркотик. Марихуана. Ну куда вы везёте? Мы же с ними по-человечески. Я даже удивился, что наша милиция с ними так возится. Привели в райотдел, они отказываться начали, а потом говорят: “На этой машине ездили те, кто курил наркотики эти”. Так что вы на этой машине к нам приехали, и чего вы обижаетесь?» — сказал он.
«Мы никого не обидим, особенно гостей. Беларусы такие люди. Но наркотики к нам не возите. Приезжайте к нам — мы вам тут сто грамм нальем, но без наркотиков», — также сказал Лукашенко.
Статья 328
Отношение к латвийцам действительно отличается от того, с чем обычно сталкиваются люди, задержанные по так называемой наркотической статье №328 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Антинаркотическое законодательство в Беларуси очень строгое, к реальному сроку по этой статье могут приговорить уже в 14 лет. В 2018 году, по данным правозащитников, до 40% заключённых находились в местах лишения свободы из-за наркотиков. Перед этим Лукашенко, как это часто бывает, лично участвовал в ужесточении законодательства и говорил, что осуждённым по статье №328 надо создавать невыносимые условия отбывания наказания: «Надо, чтобы они в колонии смерти просили».
Матери осуждённых за наркотики создали организацию «Матери 328» и боролись за пересмотр законодательства и конкретных уголовных дел.
Большинство из них не отрицало вину своих детей, но все они говорили, что наказание не соответствует масштабу преступления, так как, например, употребление наркотиков в компании могло расцениваться как распространение, если несколько человек делят дозу между собой.
В 2018 году более 10 участниц этой инициативы объявили бессрочную голодовку с требованием пересмотреть приговоры их детям. Вскоре после этой голодовки закон немного смягчился – уменьшились минимальные сроки, к которым могут приговаривать за хранение, употребление и распространение психоактивных веществ.
Тем не менее, в тюрьмах остаются тысячи людей, обвинённых по статье 328. Откуда же такая доброта к латвийской молодёжи, у которой якобы нашли пакетик с марихуаной?
Возможная многоходовочка
Не так давно в Беларуси приговорили к расстрелу гражданина Германии Рико Кригера, но его в итоге не расстреляли, а освободили в ходе большого обмена политзаключённых на агентов ФСБ, российских хакеров и киллеров.
Очевидно, что Кригер нужен был Кремлю для повышения ставок, и повышать их через Беларусь особенно удобно из-за того, что смертная казнь там до сих пор применяется.
Может ли быть задержанная на границе латвийская компания частью другой игры? Исключать такой вариант полностью было бы глупо, но и явных признаков того, что это часть какой-то схемы, тоже не наблюдается.
Возможно, это часть непубличного процесса, связанного с попытками Латвии освободить своих граждан, которые стали политзаключёнными в Беларуси. А может, Полина, Анастасия, Владлена и Даниэль действительно решили взять немного марихуаны с собой на музыкальный фестиваль, и изначально в этом деле не было никакого второго дна.
Но как бы там ни было, очевидно вот что: нынешнее поведение властей в Беларуси сильно отличается от типичного, и не стоит расчитывать, что раз этих молодых людей отпустили под подписку о невыезде, значит, в Беларуси всё не так плохо. Все остальные случаи задержания латвийцев, о которых мы знаем, выглядят куда более печально.
МИД Латвии по-прежнему просит воздержаться от поездок в Беларусь:
Если молодых людей признают виновными в перевозке наркотических средств без цели сбыта, им грозит от 2 до 5 лет, а если в перевозке с целью сбыта и совершённой группой лиц, то от 10 до 20 лет тюрьмы…