Среда, 30 апреля, 2025

Мнение: Почему Лиепая заслужила титул «Культурной столицы Европы»

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Всеобщая декларация прав человека
ООН

Виктория Трофимова-Гаике, лиепайчанка из Даугавпилса



«Что будет, если станет? А что, если нет?» – переживала я, думая об объявлении города, который удостоится титула Культурной столицы Европы 2027. Когда объявили, что это Лиепая, чувства не утихли. Было радостно, но в то же время где-то внутри меня будто отмерла группа клеток надежды. 

Поддержи «Чайку»:

Даугавпилс – родной город, здесь я провела самые светлые, творческие и беззаботные дни своего детства, Лиепая – моё нынешнее место жительства, город, в котором я живу неполный год и который приводит меня в восторг всем тем, что в нём открываю. Но, включая рациональное мышление, понимаю, что всё справедливо. 

Я действительно считаю, что Лиепая – самый достойный город Латвии, который мог стать Культурной столицей Европы в 2027 году. Что делает его особенным? Когда сюда приехала, первое, на что обратила внимание – сохранившееся архитектурное наследие. Постройки времён имперской России, деревянные коттеджные домики с резьбой, архитектура Пауля Макса Берчи и Людвига Мелвилла. 

В Даугавпилсе, всё-таки, упор больше на спальных районах, индустриальной застройке и советском монументализме. В Лиепае тоже есть монументальные постройки, например, главное здание Лиепайского Университета. Но они окружены другими изящными домами малых и средних размеров, которые как-то разбавляют и облегчают этот урбанистический пейзаж. Да и вообще, слово «урбанизм» даже как-то грубо звучит в отношении этого города. В лиепайской застройке ощущается тонкое искусство градостроения. 

И, конечно, не застройка сама по себе создаёт культуру, а люди. Это видно в многочисленных реставрируемых фасадах, ярко выкрашенных дверях, оригинальном стрит-арте, постриженных арбористами деревьях и высаженных клумбах.

Говоря о шедевре современной архитектуры – концертном зале Lielais Dzintars, я хочу перейти к классическому пониманию культуры. В Лиепае есть профессиональный симфонический оркестр, дающий свои концерты регулярно. «Что же тут такого, ведь и в Даугавпилсе есть оркестр?», – спросите вы. Отвечу. В этом году оркестр отыграл свой 141-й сезон – то есть, очевидно, сколько ему лет. Коллектив с богатой историей и традициями радует не только местных жителей. В Лиепаю регулярно приезжают слушатели из Риги и других городов страны, даже из Литвы. Помимо этого, с Лиепайским оркестром играют и поют замечательные артисты. 

Концертный зал служит площадкой для выступлений ярких и известных исполнителей, таких как пианист Михаил Плетнев, сопрано Людмила Монастырская, а Берлинский филармонический оркестр в этом году сыграл здесь свой традиционный «Европейский концерт». 

Более того, в этом зале проходят познавательные беседы о музыке, лекции, экскурсии, разговоры с артистами. Это приобщает к музыке всех желающих, даёт углубленное представление о сценическом закулисье и музыкальной индустрии в целом.

Если в Даугавпилсе концерт – это редкое событие и праздник, то для лиепайчан концерты – образ жизни. Уникальный и яркий опыт, впечатления от искусства, музыки, театра для них так же важны, как поесть и поспать. Это ближе к уровню физиологических потребностей.

«В Даугавпилсе нет концертного зала», – часто слышится в родном городе. Однако промелькнула идея постройки летнего концертного зала. У меня это вызывает недоумение, поскольку так называемая летняя резиденция нужна при наличии постоянного концертного зала. Или он у нас, всё же, есть? Я понять не могу. И это безрезультатные споры. Вдобавок, у нас есть эстрада в Стропском лесу, которая ныне служит лишь как амфитеатр для кардиотренировок. 

Кстати, в Лиепае занялись своей эстрадой. В этом году восстановили концертный сад «Вей, ветерок!» (Pūt, vējiņi!). Хотя проект вызвал немало споров по поводу своей непрактичности и противоречивых решений, но я рассказываю о нём потому, что во-первых, о такой летней площадке можно было думать только при наличии современного, качественного и служащего по назначению концертного зала. Во-вторых, уже на этой небольшой эстрадушке намечено более 20 мероприятий – все разного характера, от симфонической и оперной музыки до поп и рок-концертов.

Есть ли гарантия, что у нас в Даугавпилсе за летний сезон на такой площадке прошло бы столько концертов? И ведь это мероприятия в концертном саду Лиепаи, не считая того, что происходит в главном концертном зале, в их Доме латышского общества и на других концертных площадках.

И в Даугавпилсе, и в Лиепае открываются новые музеи. Так, этой весной открылся музей интерьера 17-19-х веков «Заезжий двор мадам Хойер» и экспозиция в Редане Военного городка, а в Даугавпилсе открылся «Инженерный арсенал». Но культура – это не только музеи, концерты и театр (стоит признать, я восхищаюсь театрами обоих городов!). Это также инфраструктура. Кроме многочисленных велодорожек, в Лиепае почти на всех улицах (не только в центре города) тротуары специально оборудованы для слабовидящих/незрячих. Ну, или для таких как я, которые частенько «залипают» в телефон. Можно идти, не глядя под ноги, и не бояться споткнуться или сбиться с пути. 

Я поинтересовалась, есть ли в Даугавпилсе что-то такое. Ответ был: «Вроде бы в Обществе слепых». Ещё сказали, что есть вдоль улицы 18 Ноября. А больше не вспомнили, где ещё.  

В Лиепае тоже есть Общество слепых, но это не отдельный островок на окраине. Город доступен и открыт для всех и каждого – понтоны, специальные тротуары. Ведь чего хочет человек? Он хочет жить, общаться, двигаться. Даже если он в коляске или у него размытая картинка перед глазами. Разве не прекрасно, что он может выйти к морю, подышать свежим воздухом? Инклюзивное общество – это одна из составляющих культуры.

Не забыли и о собачниках. В Лиепае уже более 30-ти специальных урн для собачьих экскрементов. Наверное, вы сейчас подумали – где связь между культурой и дерьмом? Но согласитесь, гулять по чистым паркам и скверам приятно. А быть собачником в Лиепае – это точно отдельная культура. Здесь столько специальных зон и вольеров для выгула! В Даугавпилсе же эту проблему никак не могут решить уже много лет. 

Перейду к «выгулу» человеческому. Признаюсь, я до сих пор в шоке, что в маленькой Лиепае, с населением около 69 тысяч человек,  столько творческих двориков и кварталов. В отличие от большого Даугавпилса (по официальной статистике — 82,6 тысяч человек). Это казалось поначалу странным, ведь в Даугавпилсе больше жителей. Признаюсь, я не проверяла, сколько процентуально в возрастной группе 18-40 лет, но ощущение, что в Лиепае больше молодёжи. И я заметила – в Лиепаю хотят возвращаться после учёбы в одном из рижских вузов. В Лиепаю возвращаются из-за рубежа. Как много молодых людей возвращаются в Даугавпилс? Лучше промолчу.

Наличие двориков и кварталов в Лиепае логично – здесь не представляют вечеров без встреч с друзьями, наслаждением музыкой и хорошей едой. И не только вечеров. Жизнь бурлит здесь уже с самого утра. В Даугавпилсе улица Ригас и центр по выходным с утра всегда пусты. В Лиепае в воскресенье уже с раннего утра на улицах будут люди, а к полудню город будет шуметь. Здесь ощущается жизнь и движение.

В Лиепае существует культура общения самоуправления с горожанами. Представляете? Мне, как бывшей даугавпилчанке и рижанке, это казалось чем-то невообразимым. Горожане могут обратиться в самоуправление со своими проблемами и получат ответ, при том – если проблема более серьёзная, вам не придёт «отписка», а вам перезвонят, чтобы обсудить её. Я не идеализирую, но вижу, что дума заинтересована в решении проблем жителей. Об этом свидетельствуют и данные мобильного приложения города, согласно которым разрешается около 95% вопросов. Неплохой показатель, правда?

Также активность самоуправления проявляется в многочисленных обсуждениях с горожанами, опросах и голосованиях. Например, сейчас, когда планируется постройка СПА-центра и проходит конкурс эскизов, самоуправление устроило голосование за проекты среди горожан. Их голос будет играть важную роль. 

Можно ещё перечислять, но не хочу обойти тему войны в Украине. Даугавпилс старательно избегает эту тему, людям стараются даже лишний раз не напоминать о ней. Но такая позиция делает город оторванным от Европы. Когда Европа выражает солидарность с украинским народом, отстаивает позицию против кровопролития, Даугавпилс говорит: «Не всё так однозначно, и мы в рамках всего этого не должны терять своего лица». Как с такими взглядами рассчитывать на поддержку комиссии конкурса «Культурной столицы»? 

Все помнят историю с флагом возле музыкальной школы, что вновь показало наш город не в самом благоприятном свете, а именно – Даугавпилс хоть и самобытный и гордый собой, но, простите, не европейский. 

В апреле мэр города заявил, что возможности принять новых беженцев исчерпаны. В городе их на тот момент было около 450. В то время как в Лиепае на конец апреля их количество перевалило за 900. 

Посмотрела заявки обоих городов. Каждая – более 100 страниц, которые я позже читала досконально, но хочу рассказать о своих впечатлениях после первого просмотра, потому что это важно. Подчеркну: я не эксперт комиссии, и сужу только по тому, что вижу. Язык, которым написана заявка Даугавпилса мне не понравился. Кажется, текст писали специально с таким «намёком на солидность», хотя упор программы как раз был об общем языке. Но с этими канцеляризмами и формулировками разве что для юриста заявление будет читаться как сказка. 

Предположим, что редкий горожанин захочет это читать, но всё-таки. 

Лиепайская заявка написана понятным и простым языком, чему я была приятно удивлена. Она остроумно и удобно структурирована и креативно оформлена, что ещё больше облегчает чтение. 

В заявке Даугавпилса я не увидела оригинальных мероприятий, которые бы могли подчеркнуть город именно в статусе Культурной столицы Европы. Всё вновь обращено к себе и будто ещё больше изолирует Даугавпилс и Латгалию. Идеи Лиепаи в роли Культурной столицы Европы кажутся более привлекательными, живыми, свежими и открытыми миру.

Не буду перечислять пласт намеченных Лиепаей мероприятий, но хочется заметить одну деталь. Бюджет. В лиепайской форме чёткая сумма указана рядом с каждой идеей. В даугавпилсской заявке, хотя и много табличек, но у меня они доверия не вызвали. Быстро просматривая заявку, я не увидела цифр рядом с мероприятиями. Уже потом, вчитываясь в даугавпилсскую «книгу», заметила аббревиатуру €. Знаком «евро» обозначили планируемый бюджет. Знак — как интервал сумм, но точных цифр нет. 

И что интересно, самое большое обозначение в €€€€ колеблется от 250 до 500 тыс. евро. Неплохой размах, правда? Думаю, писать такие обозначения неуместно, ведь любому инвестору важно знать, о какой сумме, каких вложениях идёт речь. Также фразы «будет уточняться», которые периодически встречались в даугавпилсской заявке, по-моему, уменьшают доверие. 

Когда я говорила со знакомой после очередного мероприятия в фойе концертного зала о Даугавпилсе и Лиепае, она сказала: «Если для даугавпилчан более естественно проводить свободное время и часы после работы дома, уединяясь и закрываясь, то для нас, лиепайчан, важнее выйти в свет, посетить театр, насладиться концертом и компанией знакомых. Мы открыты новому и очень гордимся своим прошлым». Правда, в этом что-то есть? 

Даугавпилс не станет Культурной столицей, пока сам плохо использует свой потенциал. Это парадоксально, ведь такой самобытный и гордый город не слишком внимателен к своим недостаткам, которые нужно исправлять. Тут мало только Крепости и Ротко. И нет смысла от многочисленных общин, если они разобщены и закрыты для нового. 

Ведь Лиепая не всегда была такой, какой видим её сегодня. И сам мэр города Гунар Ансиньш не идеализирует и не скрывает – работы ещё много. Тем не менее, видно, с каким трепетом лиепайчане относятся к своему городу и друг другу. При этом, пусть они и горды, но не аррогантны, а потому – открыты для новых идей и поисков оригинальных решений передачи вечных ценностей. И не можешь не радоваться вместе с людьми, у которых по объявлении результатов на глазах были слёзы счастья, слёзы искренней радости.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Поделиться

Выскажи своё мнение

Как стать колумнистом

Мнения на другие темы

Похожие новости

Слепая зона в борьбе с ксенофобией. Личное мнение — ответ Ольге Журавлёвой

В ответ на колонку Ольги Журавлёвой о ксенофобии в Латвии, Настя Захаревич делится своими мыслями о насилии над женщинами во всем мире, называя это "слепой зоной" в борьбе с ксенофобией.

Добро пожаловать в Латвию, где нет расизма, ксенофобии и прочих неприятных вещей. Личное мнение

Ольга Горбунова делится своими наблюдениями и мыслями о том, насколько люди в Латвии открыты, терпимы и толерантны.

У каждой истории есть множество граней. Предлагаю поговорить о бенефициарах советских репрессий

Ольга Журавлёва предлагает посмотреть на историю депортации в Латвии с другой стороны - поговорить о тех, кто остался жить и работать на местах репрессированных: в их домах и квартирах, на их должностях. 

Хейт в отношении группы «Би-2» на празднике в Даугавпилсе: учёные давно объяснили, почему люди так поступают

Ольга Журавлёва объясняет, почему столько хейта в соцсетях вызвала новость о том, что хэдлайнером на Празднике города будет группа "Би-2".
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: