
Виктория Гаике, имеет академическое музыкальное образование, играет на фортепиано. На фото — вместе с пианистом Йоавом Леваноном
8 ноября отмечается День пианиста. И в моей жизни фортепиано занимает важное место уже почти четверть века. Сколько помню себя, всегда играла. Этот инструмент — мой друг, мой терапевт, моё сокровище.
Но, кроме игры, я люблю слушать. И я очень критична в отношении пианистов. Хочу поделиться именами тех исполнителей, которые оставили отпечаток в моей душе.
Бах в исполнении Розалин Тюрек
Знаю, что у многих пианистов запоминающееся исполнение музыки Иоганна Себастьяна Баха ассоциируется с именем Глена Гульда. Но меня покорила Розалин Тюрек.
Дело в том, что Бах не писал конкретно для фортепиано — современные инструменты появились значительно позже.
Но Розалин Тюрек показала интересный — клавесинный — подход к исполнению музыки этого великого композитора.
Есть фильм с Розалин Тюрек, где она показывает, как прекрасно звучит музыка Баха на различных клавишных инструментах — как старинных, так и современных.
Поклонники творчества американской пианистки знают, что в этом году исполняется ровно 20 лет как Тюрек нет с нами. Она умерла в 2003 году в возрасте 88 лет.
Шопен от Артура Рубинштейна
После прослушивания записей произведений Фридерика Шопена в исполнении Артура Рубинштейна, кажется, что исполнять музыку этого польского композитора и прочувствовать на все 100% мог только он.
Рубинштейн записал практически все композиции Шопена. Мазурки, Полонезы, Ноктюрны и Скерцо в его исполнении бесценны.
В исполнении этого пианиста чуткость прикосновения сочетается с героизмом, виртуозность — живая, а эмоции — глубокие, не превращающиеся в излишнюю сентиментальность.
Рубинштейн необыкновенно тонко владел временем. Темп, который он выбирал, всегда был tempo giusto, то есть темп «сообразный характеру пьесы». Его исполнение отличает удивительная пластичность, гибкость, естественность течения музыки.
Всё искусство — в руках. Рубинштейну не нужна излишняя визуальная экспрессивность. Он общается не через музыку, а с музыкой.
Рахманинов в исполнении Ашкенази
Хотя Сергей Рахманинов и сам был виртуозным пианистом, и даже имеются записи (вспомнить хотя бы «Кукушку» Дакена в его исполнении), для меня пианистическое творчество этого композитора раскрылось благодаря Владимиру Ашкенази.
Хотя Ашкенази записал и музыку Шостаковича, и композиции Прокофьева, мне ближе его сольное исполнение Рахманинова (нередко записи всех концертов Рахманинова в исполнении Ашкенази критикуют). Но в сольном исполнении чувствуется ясность, точность и понимание авторского замысла.
Особенно это слышно в Вариациях на тему Корелли, где каждая — уникальный эпизод, богатый по мелодике, настроениям и гармониям. Это слышится в исполнении Ашкенази. И, конечно, этюды-картины, в которых Ашкенази раскрывает заложенную автором виртуозность и образность.
B&B. Бетховен и Баренбойм
Думаю, без классики не обойдётся. Мне кажется, все, кто слушал сонаты или камерные произведения Людвига ван Бетховена, никогда не обойдутся без записей Даниэля Баренбойма. В прошлом году пианист и дирижёр отметил 80-летие.
Что отличает этого пианиста?
Он сам говорит о себе: «Когда я выступаю как пианист, то стремлюсь видеть в рояле оркестр, а когда стою за пультом, оркестр кажется мне роялем».
И это действительно ощущается в его интерпретациях произведений Бетховена для фортепиано-соло.
Творчество Бетховена в жизни Баренбойма занимает важное место. Взять хотя бы то, что пианист записал живые концерты, на которых исполнил все сонаты Бетховена и также записал серию интересных документальных бесед, посвященных Бетховену.
Записи сонат Бетховена в исполнении Баренбойма влюбляют в творчество этого композитора ещё больше и раскрывают новые грани личности композитора.
Моцарт от Мицуко Утиды
Я знаю, что меня могут закидать тапками любители классической классики. Но мне очень нравится свободный и романтичный подход пианистки Мицуко Утиды.
Это потрясающая исполнительница, у которой виртуозность Моцарта приобретает какое-то современное звучание, при этом оставаясь эстетически на уровне звучания клавиров его эпохи.
Конечно, можно осуждать нестабильность темпов и фривольность пианистки, но лично мне кажется, что знакомство с таким подходом к Моцарту может освежить восприятие его музыки.
Испанская музыка от Алисии де Лароччи
Это величайшая пианистка за всю историю Испании.
Если вы хотите прочувствовать настоящий огонь музыки Альбениса, Гранадоса, де Фальи — нельзя пройти мимо записей де Лароччи.
Сольные фортепианные выступления де Лароччи неоднократно записывались на искусственные носители.
Выступала она как сольно, так и с оркестрами. В репертуаре темпераментной пианистки также есть произведения Бетховена, Шумана, Шопена, Моцарта.
Виртуозное рококо от Григория Соколова
Такой серьёзный снаружи Григорий Соколов изначально казался мне исполнителем лишь тяжёлой музыки эпохи романтизма. Но оказалось, он мастер филигранной музыки эпохи рококо, той самой, когда сочинения писались для клавесинов.
Произведения Рамо и Куперена в исполнении Соколова влюбляют в старинную музыку и дают прочувствовать её изобразительность.
Взять, например «Курицу». Кажется, ни одно исполнение не превзошло эту интерпретацию. И вообще, интерпретация птиц, такая характерная для той эпохи, у Соколова выходит настолько естественной.
А как же современники?
Конечно, без современных исполнителей никуда. Из пианистов моего поколения, хочется выделить французского пианиста Люку Дебарга, покорившим моё сердце ещё во время его выступлений на конкурсе им. Чайковского.
Мне очень нравится его подход к репертуару — не каждый современник возьмётся за произведения Метнера и уж точно не сыграет концерт Алькана.
А Люка Дебарг сыграл. Но также в его исполнении меня покорили сонаты Скарлатти и ранняя запись Токкаты до минор И.С.Баха.
Йоав Леванон — это молодое дарование открыла для себя этой осенью, когда пианист выступал на концерте в честь открытия нового сезона Лиепайского симфонического оркестра.
Второй концерт Рахманинова в его исполнении — до мурашек, с первого прикосновения.
Вторая часть звучала без излишней экспрессии и лиризма, но с чуткостью к каждому музыканту оркестра. А на бис он безупречно исполнил Кампанеллу Ференца Листа. Филигранно, блестяще, и так легко — не каждый пианист сможет так исполнить. И особенно, спустя «марафон» рахманиновского концерта. Визуально, кстати, Йоав напоминает мне молодого Брамса или Листа.
Александр Канторов — тоже лауреат конкурса им. Чайковского и, как и Люка Дебарг, ученик Рены Шерешевской. Я уверена, что своим талантом они обязаны и ей.
Благодаря французскому пианисту Канторову я открыла для себя по-новому музыку Иоганнеса Брамса.
Интермеццо в его исполнении обрели какую-то свежесть. Очень хочу посетить концерт Канторова вживую.
Также я отмечу наших латвийских пианистов Рейниса Зариньша, Дауманта Лиепиньша — если у вас будет возможность, советую посетить их концерты.