Инна Плавока, главный редактор Chayka.lv
В этом году рассыпались все мои жизненные убеждения. Раньше я верила, что в жизни всё, вот буквально всё, зависит от самого человека.
Но пришло 24 февраля – и я поняла, что есть люди, которые могут перевернуть твой мир в один момент. То, чему я учила своего сына (всё в твоих руках, твоё завтра зависит только от тебя, если ты этого захочешь, то сможешь всё) как бы оказалось ложью.
Ты можешь планировать своё завтра и послезавтра, прилагать массу усилий, чтобы чего-то добиться, но вдруг становишься участником событий, которые происходят с тобой независимо от твоей воли.
Вместо текстов о городских проблемах или радостях, теперь ты занимаешься войной. Ты должен это осознать, принять и включаться в процесс.
В моём случае это означало создавать совсем другой контент на «Чайке», столкнуться с тем, что рушатся какие-то отношения, что люди вокруг имеют другие ценности и живут в другой, непонятной для меня реальности.
Мне пришлось пройти долгий путь, чтобы осознать и перестать отрицать эти процессы и этих людей, чтобы вместо этого задуматься над тем, что им надо как-то помочь, их надо информировать, с ними надо говорить. Это — твоя аудитория, твои друзья и твои родственники.
Но в то же время это оказались люди, которые писали мне, что я «поддерживаю фашизм» и что им «стыдно жить со мной в одном городе».
Работать в редакции мне тоже оказалось сложно. Раньше я жила иллюзией, что мы, даже обсуждая, что «всё не так однозначно», разделяем какие-то единые ценности.
Впервые за свою работу редактора я поняла, что есть ситуации, когда нужно занимать чью-то сторону, нужно высказывать свою позицию и требовать от команды единого мнения. Когда я поняла, что есть чистое зло и быть к нему нейтральным невозможно.
И речь идёт не о цензуре или диктатуре в редакции, но теперь мы чётко поняли, вокруг чего мы объединяемся. Теперь это записано в нашем редакционном кодексе:
«Чайка», как издание, исповедует гуманистические и демократические ценности — право на жизнь и свободы, в том числе право высказывать точку зрения, верховенство права, равенство и права человека. Мы хотим объединить свою аудиторию вокруг этих ценностей.
Мы понимаем, что в обществе есть разные люди, в том числе и те, кто не согласен с нашими установками. Но мы готовы с ними вести диалог. В редакции «Чайки» диалог тоже приветствуется, просто мы не хотим вести его о том, нужна ли нам демократия и свобода.
Этот сложный ментальный путь привёл меня к новому осознанию, что, даже если всё вокруг рушится, по-новому осознанные ценности добавляют устойчивости в неопределенном и непредсказуемом мире (VUCA).
Может, даже благодаря войне я приобрела удивительную, ранее мне незнакомую, уверенность в своих ценностях — что я права в том, что я делаю. Что я делаю именно то, что должна делать. И что «Чайка» делает свою работу.
И именно в этом году мы, как никогда, почувствовали поддержку читателей, которые писали нам очень тёплые комментарии и сообщения, защищали нас от хейтеров, становились нашими патронами и поддерживали не только словами, но и деньгами.
В результате мы в «Чайке» за этот год покорили много вершин.
Мы сделали первое журналистское расследование о том, почему умирает озеро Губище и как целые поколения политиков игнорируют проблему, которую сложно решить за один-два срока во власти.
Мы сняли серию вдохновляющих материалов «Уникальная Латгалия» о красоте и идентичности нашего края, об удивительных людях, которые в нём живут.
Мы сделали серию честных историй из Украины и историй украинцев в Латвии. Над ними, в том числе, работали беженцы из Украины, которые теперь стали частью нашей команды.
Мы приняли участие в создании первого в мире латгальского сериала FATI! Помогали информационно и даже сумели найти спонсоров для этого классного проекта.
Мы находили в себе силы учиться — как разговаривать с аудиторией, как реагировать на ненависть и желчь, как зарабатывать во время войны, как делать новое, как делать лучше.
Год мы заканчиваем прекрасным фильмом о невидимых людях в Даугавпилсе, людях из ЛГБТ сообщества, которые как бы существуют, но тайно, и все вокруг делают вид, что их нет.
В январе вокруг этого фильма пройдет мероприятие — как говорит Элеонора Рузвельт, одна из авторов фильма, буржуазное. Это будет очень красиво и изысканно, с музыкой и дискуссией за чаем. О деталях мы напишем отдельный текст.
В итоге за год я поняла, что несмотря на хаос и нежелание вставать с кровати в мире, который рушится вокруг, важно не сдаваться. Важно давать и получать поддержку. Важно делать своё дело честно и качественно.
Да, ты не можешь остановить войну, но ты можешь сделать важные вещи здесь и сейчас — написать хороший текст, достучаться до чьего-то сердца, помочь кому-то в нужде, заставить кого-то улыбнуться.
Просто надо встать и сделать. А ещё надо обниматься. Сейчас, как никогда, нам всем очень нужна поддержка друг друга. Поэтому — обнимите прямо сейчас того, кто рядом. С Новым годом!