Глеб Беляев переехал в Латвию из России и учил латышский язык с нуля. Он сдал экзамен на А2 и теперь рассказывает о своём опыте — не так уж это и сложно, и совсем не страшно, считает он
Практически любое дело, даже тривиально житейское, обычно требует некоторых знаний. Желательно, представленных в виде алгоритма — «делай раз, делай два» и так далее. Особенно верно это, если речь идёт о делах, с одной стороны, основывающихся на официальных документах, а с другой — предполагающих ещё и обращение к государственным органам и ведение диалога с ними.
В таких делах без точного алгоритма можно всё сильно замедлить и осложнить, потратить время, нервы и деньги, которые ни у кого не бывают лишними.
К числу таких дел, где нужно и законы знать, и иметь дело с государством, относится и экзамен по государственному языку.
Тема актуализировалась в связи с принятыми в прошлом году изменениями в Иммиграционном законе Латвии, по которым теперь граждане, принявшие гражданство России вместо гражданства или статуса негражданина Латвии, для продления постоянного вида на жительство должны сдавать латышский на категорию А2.
Столько разговоров вокруг этого, столько переживаний — и всё пока больше не о самом конкретно экзамене.
Основные разговоры пока о том, сдавать или не сдавать, что будет, если не сдать, и так далее. А вот если человек решил снять эту проблему, сдать экзамен — что ему следует знать и делать?
Я приехал в Латвию из России почти 9 лет назад. За это время сделал две попытки сдать латышский. Первая была неудачной. Но 7 марта этого года я успешно сдал экзамен на А2. И как человек, перед которым этот вопрос стоял и был успешно решён, могу заявить ответственно — про экзамен и его процедуру определённо есть что узнавать, кроме самого языка, инструкций и законов.
Боимся экзамена, как похода к врачу или в полицию
И по своему, и по чужому опыту я вижу уже много лет, что чуть ли не больше всего волнений вызывает именно «туман» относительно самого порядка сдачи, процедуры экзамена — люди боятся этого, как похода в полицию или к врачу.
В голове у тех, кто думает об экзамене, носится целый набор волнующих мыслей — от экзамена зависит очень и очень многое, ты волнуешься, опыта такого у тебя нет или был, но давно забылся, а «строгие начальники» ждут от тебя, что ты, как солдат, придёшь в кабинет строевым шагом и сделаешь всё чётко и по уставу.
К счастью, как показал и мой собственный опыт, и опыт многих других, мне лично известных людей, всё обстоит намного менее нервно и намного более доброжелательно, чем думают люди, накручивающие и пугающие себя месяцами вместо того, чтобы просто решиться да и попробовать.
Начнём с самого первого вопроса — достаточного знания языка
Сотни тысяч людей уже когда-нибудь сдавали этот экзамен. И вы вряд ли существенно от них отличаетесь.
Тема изучения иностранного языка — необозрима, и затронем мы её здесь исключительно с той стороны, которая непосредственно касается ситуации самой острой — когда фокус в изучении языка сведён именно к сдаче экзамена. Даже ещё конкретнее — к сдаче экзамена на уровень А2 — это то минимальное требование, которое закон предъявляет к гражданам других стран, желающих пребывать в Латвии на основании постоянного вида на жительство.
Даже у самых предубеждённых и «накрутивших себя» людей редко проскакивает в речи жалоба на сложность экзамена на уровень А2. На то, что этот экзамен требует сколько-нибудь обширных познаний и навыков.
На такое не жалуются даже самые жалобные — в том числе и потому, что они-то на экзамен ещё не ходили и не сдавали. Они просто не имеют конкретной информации для своих жалоб.
Да и те, кто ходил, те тоже редко жалуются именно на сложность, потому что обычно человек не сдаёт А2 только в том случае, если он чувствует себя на экзамене как от рождения глухонемой.
Мне встречались такие люди, встречались в той экзаменационной аудитории, где экзамен сдавал я сам — но эти люди не жаловались, они с не вполне уместным смехом говорили что-то вроде «Ну вот ничо я не понимаю!»
Я расспросил парочку таких — они доложили, что честно отсидели какое-то количество занятий, бесплатно представленных им то ли как безработным, то ли по какой-то другой подобной причине.
Внимание: эти люди не просто получили уроки бесплатно, они ещё и получали деньги за то, что ходили на эти занятия. То есть, появление этих людей на экзамене было частью программы их обучения — на государственные деньги, и за это им ещё и платили.
Эти люди оказались на экзамене просто потому, что таково было условие получения ими денег — если не ошибаюсь, около 5 евро за один посещённый урок. Так что, эти люди могли прийти на экзамен вовсе не для того, чтобы его сдать, а, как мне кажется, чтобы не лишиться одного из многочисленных видов государственной помощи.
Разумеется, эти люди попадают в какую-то статистику, сведения о проценте несдавших идут в общую отчётность. Эти же люди отчётливо видны в ходе экзамена, и они демотивируют тех, кто учил и хочет сдать, но волнуется.
Не надо смотреть на таких людей — надо смотреть на тех, кто учится и сдаёт. И среди сдавших успешно, достаточно и тех, кто готовился на тех же самых бесплатных программах — так что, государственность и бесплатность совершенно не означают низкого качества подготовки.
От тех, кто пришёл, чтобы сдать, не слышал я про «ничего не знаю — не понимаю». От тех, кто пришел сдавать, можно услышать совсем другое — эти люди, если уж находят возможным пообщаться с другими экзаменующимися, они говорят об уровне своих знаний, уточняют друг у друга вопросы процедуры, сравнивают экзаменаторов.
Те, кто учился и сдавал экзамены в любом заведении и по любому предмету, начиная со школы, те прекрасно вспомнят, что происходит перед дверями кабинета экзаменатора. То же самое происходит и тут.
Повторюсь, по моему твёрдому убеждению, обоснованных жалоб на сложность экзамена по латышскому на уровень А2 нет. Тут дело не в сложности.
Первое правильное решение заключается в том, чтобы признать экзамен делом, которое нужно сделать — а дальше имеется ровная, накатанная дорога, по которой любой человек уверенно докатится до нужного результата.