Туристический сектор Латгалии: что влияет на поток туристов и как с этим справляются специалисты отрасли 

Специалисты туристической отрасли в Латгалии разрабатывают новые маршруты, придумывают новые туристические предложения, чтобы туризм в регионе развивался. Фото: Константин Бельский
Специалисты туристической отрасли в Латгалии разрабатывают новые маршруты, придумывают новые туристические предложения, чтобы туризм в регионе развивался. Фото: Константин Бельский

О том, как война затормозила послепандемийное восстановление туризма, говорилось много. В первом военном 2022 году, собираясь на профессиональные мероприятия, представители отрасли высказывали серьёзные опасения о туристических перспективах небогатой Латгалии, да ещё и непосредственно граничащей с Россией и Беларусью. 

Но, несмотря на то, что все негативные факторы оказывают существенное влияние на латгальский туристический сектор, местная инфраструктура приёма гостей продолжает функционировать, а представители индустрии строят новые планы и корректируют маркетинговую стратегию.

Поддержи «Чайку»:

Специалисты латгальских туристических центров, с которыми мы разговаривали, особо отмечали, что «маркетинговая стратегия» – это не просто слова чиновников. Ведь развитие туризма любого региона, даже таких «самопродаваемых», как юг Франции или север Италии, всегда заключалось в постоянном поиске новой аудитории и большой работе по созданию туристического предложения для тех, кто потенциально до этого региона может добраться. 

Из каких стран к нам приезжает больше всего туристов

Данные, которые предоставили «Чайке» в Туристической ассоциации Латгальского региона, говорят о том, что на первом месте по визитам в Латгалию в прошлом году были туристы из Литвы с 35 500 посещениями. По чисто географическим причинам более 80% литовцев посетили Аугшдаугавский край и Даугавпилс. 

Следующими по популярности у соседей стали Краславский и Прейльский края, правда с большим отрывом от лидирующего края – 1 915 и 1 150 посещений. Отметим, что на территории Прейльского края находится Аглона, куда ежегодно приезжают паломники на праздник Вознесения Пресвятой Девы Марии.

Но и в других регионах Латгалии активно продолжается работа с туристами из Литвы, и в них уверены в большом потенциале литовского потока. 

Здесь в нашу пользу говорят и исторические связи Литвы с Латгалией, и географическая близость. К тому же, работающие с литовцами гиды отмечают, отсутствие у этой категории туристов страхов военных обострений, – соседи сами живут меж двух опасных границ.

Те же соображения касаются и туристов из Польши и Эстонии, фактически занявших второе и третье места в туристической статистике Латгалии с 6 000 и 5 600 посещениями соответственно. 

Второе место формально у украинцев с 28 300 визитами, но мы понимаем, что сейчас не те времена, когда их посещения можно записывать в туристические. 

Точки интереса эстонцев более-менее равномерно распределены по Латгальским регионам, а польские гости тяготеют к географически более близким Даугавпилсу и Аугшдаугавскому краю.

Зачастую туристы из Польши приезжают на восток Латвии, чтобы посетить объекты, связанные с польской культурой. Латгалия в своей богатейшей истории больше ста лет являлась частью Речи Посполитой, да и после раздела Польши была культурно и религиозно связана с ней.

Потенциал роста турпотока здесь очевиден, особенно со стороны Польши с её 38 миллионами жителей. Но и численность населения Эстонии всего вдвое ниже, чем в Литве, а эстонских туристов к нам приезжает аж в шесть раз меньше.

Специалист по туризму Лудзенского края Анита Мортузане непосредственно контактирует с туристами, прибывающими в Латгалию и заходящими в информационный центр за практической информацией – она также говорит о росте визитов индивидуальных туристов из Польши.

С эстонскими побратимами–финнами пока ситуация хуже – чуть более тысячи посещений. Руководитель Туристического информационного центра Лудзенского края Лига Кондрате отмечает, что до всех санитарных и политических кризисов с Финляндией велась большая маркетинговая работа, которая сейчас возобновляется. 

Лига считает, что среди туристов из Скандинавии и Польши страхи относительно неспокойности российского приграничья не так сильны, как в Западной Европе, хотя и более выражены, чем у балтийских соседей.

Восстановление турпотока и переориентация продолжаются

Елена Кияшко – руководитель Туристического информационного центра Резекне и одновременно глава Туристической ассоциации Латгальского региона рассказала «Чайке» о масштабной маркетинговой работе, которая велась и ведётся с соседними странами. 

Она отмечает, что интерес к достопримечательностям Латвии в Литве, Польше и скандинавских странах продолжает расти, несмотря на всю текущую политическую и экономическую нестабильность.

Ассоциация и региональные туристические специалисты работают, например, над реорганизацией турпотоков из Скандинавии, создают условия для того, чтобы туристы чаще пересекали страны Балтии новыми маршрутами. 

Уже сейчас и индивидуальные туристы, и группы могут в одну сторону планировать маршрут Хельсинки – Таллинн – Пярну – Рига – Клайпеда, а в обратную – Вильнюс – Даугавпилс – Резекне – Тарту – Таллинн – Хельсинки.

Елена Кияшко отмечает и возвращение немецких туристов, хотя пока больше индивидуальных. Да и по статистике немцы почти догнали туристов из Польши – в прошлом году на них пришлось 5 500 посещений. Этим летом вернулась и часть западноевропейских любителей кемперов. Здесь всегда впереди планеты всей были жители Нидерландов (1 400 визитов), между прочим, обошедшие в прошлом году по посещаемости Латгалии тех же финнов (1 120). Кстати, и гостей из Швеции (1 550) у нас было больше, чем из Финляндии.

В общем списке туристов, приезжающих в Латгалию, какие только страны не встретишь: Дания, Бельгия, Южная Корея, Турция, Ирландия, Испания… Даже индивидуальные путешественники из Эквадора и Австралии приезжали.

Также среди индивидуальных туристов выделяют граждан Израиля, США, Канады и европейских стран, которые приезжают в поисках своих еврейских предков, или просто чтобы узнать больше о местах, где еврейское население в своё время было весьма значительным. 

Для специальной разработки этой группы не хватает пока сил и времени, но одно только продвижение в СМИ материалов о «Зелёной синагоге» в Резекне, увеличило интерес к городу среди евреев разных стран мира, рассказал руководитель экспозиции синагоги Волдемарс Ивдрис. 

Значение запретов на въезд для россиян и белорусов

Данные по самому важному летнему сезону за 2024 год появятся только к концу осени, а предыдущий 2023 год для латгальского туризма показал некоторый рост, хотя возвращения к доковидному 2019 году так и не случилось. 

Как рассказали специалисты Туристической ассоциации Латгалии, статистика в туристической сфере бывает ещё более лукавой, чем в иных секторах. Кафе и рестораны не считают себя чисто туристическими объектами, что логично. Музеи посещают и местные жители, одни школьные экскурсии чего стоят.

При сравнении показателей часто используют число ночёвок в гостиницах и мотелях, поскольку на эти данные местное население почти не оказывает влияния. Но и тут возможен подвох: номинальный рост ночёвок в 2022 году вывел этот год на уровень 2019-го, но этот рост в основном был связан с проезжавшими через Латгалию потоками украинских беженцев. Формально к цифрам не придерёшься, но считать такой взлёт показателем развития отрасли было бы некорректно.

В общественном мнении крепка уверенность в том, что на туристические показатели в Латгалии крайне негативно повлиял запрет для граждан России въезжать в Латвию по туристическим визам, а также запреты на въезд автомобилей на российских и белорусских номерах

Здесь тоже статистика не даёт однозначного подтверждения: по разным методикам подсчёта, россияне (прежде всего транзитники) составляли в довоенный период 25-30% турпотока – значительные цифры, но всё же не запредельные. И это распределение было неравномерным, ведь в ряде латгальских волостей россиян и белорусов никогда и не видали.

Специалисты латгальского туристического сектора считают, что российский, а тем более белорусский, транзиты были для экономики Латгалии не критически важны. 

При этом, после фактического прекращения транзита ряд местных инфраструктурных объектов сильно пострадал экономически, и им можно только посочувствовать. Но глобально ограничения на въезд граждан России и Беларуси не нанесли ущерба, сравнимого с пресловутой пандемией. 

Хотя транзитные потери туристической отрасли связаны также с остановкой потока и в обратную сторону: восточные и западные европейцы до войны часто пересекали Латгалию, путешествуя в сторону Москвы, Санкт-Петербурга и даже далее – в Среднюю Азию и Китай.

Внутренний туризм после пандемии

Много писали латвийские СМИ о том, что пандемия поспособствовала развитию внутреннего туризма. Действительно, на излёте пандемии, когда вообще можно было начинать путешествовать, число поездок в Латгалию из других латвийских регионов существенно выросло. Но к 2024 году этот всплеск всё же закончился откатом.

Тем не менее, поток латвийцев из других регионов не сошёл на нет, а главное, считают работники туристический информационных центров, произошёл информационный и психологический перелом: многие негативные стереотипы о Латгалии были развеяны. Например, о неизменно плохих дорогах, о том, что здесь не говорят на госязыке, о каком-то особом пристрастии жителей региона к алкоголю.

На снижение внутреннего турпотока повлияло и то, что путешествия подорожали банально по причине инфляции и установившихся высоких цен на топливо. Да и сокращение покупательной способности населения естественным образом привело к снижению количества приобретаемых сувениров, продегустированных напитков, заказанных дополнительных экскурсий. 

Но в целом после пандемии интерес жителей различных регионов Латвии друг другу всё же значительно вырос.

Недооценённый региональный туризм

Мы часто забываем, что местный туризм – это не только визиты «из Риги в центр Ротко» или «из Екабпилса в Домский собор». Это ещё и поездки из Даугавпилса в Лудзу или, скажем, из Балви в Краславу. Лига Кондрате рассказала, что такой внутренний турпоток тоже активизировался, создавая новые «горизонтальные связи» и способствуя экономическому движению в латгальском регионе.

Специалисты туристических информационных центров отмечают, что внутренний туризм молодеет. Всё чаще речь идёт не только о любознательных пенсионерах, но и о молодых семьях с детьми. На это обращают особое внимание и стараются расширить туристическое предложение именно для семей, хотя все участники рынка признают, что в части детских развлечений есть над чем поработать.

В топе объектов для посещения оказалось всё, что касается так называемого «агротуризма»: гости Латгалии всё чаще выбирают местные хозяйства, которые занимаются чем-то оригинальным – это и различные дегустации собственных напитков или блюд, и выращивание экзотических животных, ремесленные и гастрономические мастер-классы. 

В этой части у нашего региона есть ряд преимуществ: замечательная природа, хуторские и ремесленные традиции, возможность выращивать сырьё для всего того, что можно предложить на месте пытливым путешественникам.

Настроение владельцев туристических объектов

Новые объекты индустрии гостеприимства открываются в последние несколько лет в Латгалии нечасто, но всё же они появляются, а некоторые проекты находятся в стадии разработки и вот-вот будут запущены. 

Есть и те, кто с рынка ушёл, не выдержав экономических реалий, – наибольший урон нанесла пандемия, и главным образом общепиту. 

Но общий баланс туристического предложения как минимум нулевой, а по мнению некоторых наблюдателей, и вовсе положительный: на ежегодную региональную туристическую премию в прошлом году номинировались 18 новых туристических объектов.

В опросе, проведённом Туристической ассоциацией Латгальского региона среди более чем сотни владельцев туристических объектов, проблема оттока туристов, война и негативные политические факторы упоминались часто. Но они делили «призовые места» с жалобами на изменчивую погоду. При этом лишь четверть опрошенных, опираясь на данные о начале сезона 2023 года, отметили снижение числа резерваций на своих объектах, а 20% участников опроса сообщили о росте бронирований, рассказала редакции Елена Кияшко.

В разговорах с владельцами туристических объектов нетрудно заметить пессимистический настрой среди тех, кто прежде жил транзитным туризмом, завязанным на российско-белорусские границы. Но все специалисты по туризму, с которыми мы поговорили, готовя материал, утверждают, что среди большинства участников рынка преобладают настроения конструктивные.

Кстати, здесь вы можете найти интересные маршруты по дорогам Латгалии, созданные нами в рамках цикла «Семь вёрст – не крюк».

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments